Тема
№117. Всё о концентрации. Семинар. Часть III
Конспект следует порядку речи. Текст — дословно из транскрипта (термины приведены к каноническим формам глоссарием). Структуру разметил LLM, цитаты вставлены механически без перефразирования. Неоднозначные места whisper помечены
[~...?]и собраны в конце.
Часть 1. Лекция
Вступление: третья часть семинара о концентрации [00:00:00]
«Ну хорошо, давайте начинать.» 00:00:00 «Добрый день всем. Сегодня третья серия, третья часть семинара о концентрации, наверное, самое важное. На двух предыдущих семинарах» 00:00:30
Три признака состояния концентрации [00:01:02]
«мы, я надеюсь, подробно, точно рассмотрели такое явление как концентрация. Ну, я думаю, все помнят, есть конспект предыдущих семинаров. Ну, если вкратце, то, во-первых, само состояние концентрации характеризуется тремя моментами. Первое - это спокойное внимание, направленное на объект. И, соответственно, совершенное присутствие» 00:01:02 «в текущем моменте, здесь и сейчас, когда нет посторонних мыслей, когда есть вот это самое спокойное, непрерывное, безмятежное внимание, направленное на один объект. Так, это первое. Второе - это отсутствие движения сознания в сторону объекта концентрации. Другими словами, объект концентрации не является объектом желания. Отсутствует процесс обычного восприятия и развлечения этого объекта. И третье,» 00:01:33 «вот то, что говорилось, многопоточность сознания, периферийное внимание, смысл в том, что сознание не увлекается возникающими посторонними мыслями. То есть, мы хорошо понимаем, что существуют данные в более глубоких слоях сознания. Эти данные проявляются, но наша концентрация непрерывна. Мы не увлекаемся этими проявившимися данными. Сознание не приходит движением. Мы не ставим в один ряд» 00:02:03
Концентрация как первое просветление (кэнсё), читта-вритти-ниродха [00:02:33]
«объект концентрации или, допустим, выполняемую работу и посторонние мысли или всплывшие данные. Вот эти три пункта. Значит, когда мы многократно фиксируем в памяти это состояние, когда мы многократно входим, удерживаем, поддерживаем это состояние концентрации, то как результат мы реализуем первое просветление. То, что в дзэне называется кен-се, то, что в первоначальном» 00:02:33 «буддизме называется вхождением в истинный поток, то, что в йоге называется читтавритти ниродха, то есть прекращение работы сознания. Можно сказать остановку ума, потому что ум - это проявление сознания или проявление работы сознания. Так вот, этот поверхностный ум или манас или поверхностное сознание прекращает работу. В этот момент само наше состояние сознания есть спокойствие и созерцание или совершенная концентрация без объекта» 00:03:04 «и это полностью естественное состояние, когда не требуется усилий для того, чтобы его удерживать. То есть мы сделали прозрачным первый слой, первую линзу, первый фильтр, контроллер, наше поверхностное сознание, которое отвечает за восприятие этого мира явлений. Так вот, это состояние концентрации. В этом состоянии непосредственной концентрации мы входим в глубокую медитацию, дальше следует дхьяна, самадхи и освобождение. То есть первый» 00:03:39
Концентрация с объектом: благие и нейтральные объекты [00:04:13]
«рубеж, первая дверь - это кэнсе, это первое просветление - состояние совершенной концентрации. И реализовать это состояние возможно за счет практики концентрации. И вот если говорить о практике концентрации, то существует концентрация с объектом, который выполняется в рамках медитации самадхи или шаматха на языке, пали и санскрита соответственно. Медитация и спокойствие. Мы направляем внимание на один объект. Объекты бывают благие и» 00:04:13 «нейтральные. Благие - это объекты, которые меняют состояние нашего сознания, повышают уровень нашего сознания. Потому что, как уже многократно говорилось ранее, в мире людей не может быть концентрации, когда мы погружены в эмоции, переживания, гордость, привязанность. Не может быть концентрации в трех скверных мирах. То есть в шести мирах мира страстей не может быть полноценной концентрацией. Поэтому необходимо изменить состояние сознания, приблизить его к верхнему миру форм,» 00:04:47 «к небесам брахмы. Тогда-то и возникнет состояние вот этой самой духовной концентрации. То есть мы многократно фиксируем память на благих объектах. Таких как четыре темы осознанного наблюдения, чаттаро сатипаттхана, медитация четырех пробужденных состояний сознания, апрамана или бодхичитта. Мы выполняем тантрические медитации пожертвования, раскаяния, переноса сознания. Мы начитываем мантры. Все это приближает наше сознание к высоким» 00:05:20
Без благих объектов остановка сознания ведёт в нижний астрал [00:05:50]
«мирам, делает его пригодным для концентрации, для вхождения в дхьяну. Без благих объектов остановка сознания невозможна. Потому что, даже если заморозить, то о чем говорилось, подробно рассказывалось на предыдущей лекции. То есть даже если мы отключим поверхностное сознание путем каких-то техник или концентраций, то поскольку это произойдет на уровне одного из шести миров мира страстей, мы просто войдем в дьявольское состояние. Мы просто заморозим грязь. Прозрачности не будет, просветления не будет,» 00:05:50
Нейтральные объекты, дыхание; переход к випассане [00:06:23]
«не будет изначального состояния спокойствия и созерцания. Поэтому сначала идут благие объекты. Далее, разумеется, мы тренируем свою концентрацию на нейтральных объектов. Такой популярный, самый известный объект - дыхание. анапанасати - наблюдение, вдоха и выдоха. Да. В итоге мы реализуем первое просветление, сознание, поверхностное сознание полностью останавливается. Тогда, как я уже говорил ранее, наше состояние будет совершенным покоем, состоянием сосредоточения без сосредоточения. Хотя можно сказать, что» 00:06:23 «мы в этот момент концентрируемся на спокойствии или концентрируемся на пустых невразимых объектах. Концентрируемся на спокойствии и созерцании или концентрируемся на состоянии пустоты. Далее уже в этом остановленном состоянии мы входим в практику випассана. То есть мы можем концентрироваться или созерцать неблагие объекты, то есть данные прошлого опыта, которые всплывают в медитации. Вкратце то, что было объяснено» 00:06:56
Заблуждение: концентрация это не упражнение с касиной или дыханием [00:07:26]
«рассмотрено на предыдущих семинарах. Значит там существуют определенные подробности, их мы прошли в прошлые разы. Все это есть в конспекте, все это есть на видеозаписях, поэтому, пожалуйста, еще раз пересмотрите на досуге, обратите внимание. Значит сегодня, вот сегодня самая такая важная часть. Дело в том, и я это ловлю постоянно эти вопросы, значит дело в том, что обычно, когда говорится о концентрации, подразумеваются какие-то» 00:07:26 «упражнения. То есть вы как концентрируетесь? Вы на стенку пялитесь, а у меня вот желтенькая касина, а у вас какая? Беленькая, а вы из другой школы, а я на дыхании, а я пилю дыхание, а вы как пилите дыхание? И вот это все якобы концентрация. Нет, это можно назвать тренировкой внимательности, да, безусловно, но это никакая не концентрация. И более того, если заниматься только такой концентрацией, то либо ничего не будет, либо будет опять-таки вхождение в нижний астральный мир. Вы отрубите свое поверхностное» 00:07:56
Концентрация противоположна восприятию и развлечению [00:08:27]
«сознание. Вот все, чего вы добьетесь. Такие примеры у меня через раз, на каждой консультации. Значит, а в чем тут дело? Ну, об этом говорилось, я напомню. Концентрация, состояние концентрации, неважно, мы еще не достигли просветления, то есть мы просто концентрируемся, ну, например, в медитации. Или мы реализовали состояние остановки поверхностного сознания и пребываем в состоянии концентрации, да. Так вот, неважно, вот это состояние концентрации, оно полностью противоположно» 00:08:27 «обычному процессу восприятия и развлечения. То есть если сознание увлекается внешним миром. А что значит увлекается внешним миром? Это значит, я хочу этот мир. Я его считаю реальным. Я считаю, что в нем есть счастье. Я считаю, что в нем есть свобода. Я считаю, что в нем есть ценность. Я хочу этого мира. Я хочу объектов. Я хочу того, хочу этого, этого. Я что-то люблю, что-то ненавижу, я решаю вопросы. Так вот, в этом случае сознание будет устремлено» 00:09:00
Светская внимательность не есть духовная концентрация [00:09:32]
«во внешний мир и, соответственно, не будет никакой концентрации. Потому что концентрация полностью противоположна этим процессам. Этим обыденным процессам восприятия и развлечения. То есть можно натренировать внимательность, договоримся о значении слов. Понятно, что хороший спортсмен обладает сильной концентрацией или, скажем, врач, хирург, операционного стола или пилот самолета безусловно. Но это не духовная концентрация. Это может быть тоннельным сужением, это может быть захваченностью,» 00:09:32 «это может быть сильным вниманием, это может быть чем угодно. Но это не духовная концентрация. Духовная концентрация полностью противоположна обычной работе сознания. Точнее, концентрация останавливает, прекращает работу сознания. А если мы хотим обычной работы сознания, то есть у нас мы охвачены желаниями, охвачены эгоизмом, то само собой, разумеется, у нас не будет духовной концентрации. Она становится невозможной в этом состоянии. Поэтому я еще раз напоминаю, вот есть восьмеричный благородный» 00:10:02
Восьмеричный путь: осознанность лишь седьмой пункт; пять уз и препятствия [00:10:35]
«путь. Все его знают. Правильный взгляд, правильное мышление, правильная речь, правильное действие, правильная жизнь, правильное упорное усилие. И только седьмым пунктом идет правильная осознанность. Понимаете? То есть если бы все было так просто, будто бы в первой же проповеди сказал, будьте осознанными, да, концентрируйтесь. И вы войдете в самадхи и достигнете освобождения. Но он дал огромное количество практик. Он объяснял закон кармы, он объяснял заслуги, он подробно объяснял заповеди. Пять уз привязывающих к низшим мирам, пять уз привязывающих к верхним» 00:10:35 «мирам, пять препятствий к медитации. И вот когда все это превзойдено, тогда и возникает состояние концентрации. И в сутре о плодах отшельничества говорится, что когда пять уз искоренены, когда искоренены пять препятствий к медитации, вот тогда мы входим в процесс, который вы хорошо знаете, радость, удовольствие, тишина, легкость в самадхи. То есть сушумна полностью очищено, поверхностное сознание остановлено, и энергия беспрепятственно начинает подниматься. То есть только тогда. Вот поэтому сегодня давайте поговорим о практиках и о их последовательности» 00:11:06
Постановка вопроса: последовательность практик к концентрации [00:11:42]
«и которая приводит нас к концентрации. То есть вот когда же я смогу все-таки сосредоточиться. Вот когда у меня будет получаться анапанасати, например. Или я буду читать мантру и действительно это можно будет назвать состоянием духовной концентрации. Вот когда это возможно, что я должен сделать, какие практики. Вот об этом сегодняшний разговор. Значит, ну этот вопрос у нас тянется еще с предыдущих разов. Я давайте сейчас вкратце зачитаю ваши ответы и потом начнем» 00:11:42
Часть 2. Вопросы и ответы
Зачитывание ответов учеников о необходимых практиках [00:12:17]
«обсуждение. Хорошо? Значит, вопрос был такой. Какие практики необходимы для развития концентрации? Так, первый ответ. Отрицание мирских желаний Хи, Найяна. Отсутствие отрицания и утверждения. Мирские желания не отрицаются, но не утверждаются. Навык не вовлечение. Утверждение и признание. Анализируем, разбиваем на части, применяем Джняна Югу. Все это не добро и не зло. Ну это общий, ну даже не практики, это общий процесс. Да. Отрицание, отсутствие отрицания и утверждение. Да, это общий» 00:12:17 «процесс. Но все-таки конкретные практики. Так, следующая вера и приверженность. Изучение Дхармы, заслуги и заповеди, упорные усилия, терпение, сила воли, осознанность повседневной жизни и концентрация медитации. Да, вот это процесс, но здесь должны быть подробности. То есть мы их сегодня и будем обсуждать. Дальше. Чтобы развить или усилить концентрацию, необходимо тренировать внимательность и осознанность в повседневных бытовых делах, постепенно» 00:12:51 «увеличивая ее силу и продолжительность. Да, как одно из упражнений. Дальше. Изучение учения и фиксация памяти на учении. Правильная фиксация памяти на естественной дхарме. Практика добра и заслуг, упорные усилия, терпение, развитие, сила воли, техническая практика. Вот важный момент. Осознанность и концентрация в повседневной жизни. Да, собственно, тот же самый процесс. Так, осознанные действия с удержанием однонаправленного внимания в каждый момент» 00:13:21 «жизни в повседневном опыте. Так, фиксация памяти на учении для замены данных мирских желаний. Прекрасно. Терпение, упорные усилия. Так, ну, дальше перечисляются технические практики. Да, они тоже нужны. Так, изучение учения, соблюдение заповедей. Накопление заслуг, терпение, упорные усилия. Так, все практики восьмеричного благородного пути направлены на развитие концентрации и развитие нравственности до глубоких медитаций.» 00:13:51 «Мантры, дыхательные и энергетические практики. Практики развития бодхичитты, медитации, все они направлены на развитие концентрации и обретение впоследствии мудрости посредством прямого знания. Да, прекрасно. Следующее. Изучение учения. Контроль сознания за счет соблюдения заповедей, накопления заслуг, опустошение кармы, практики терпения и усилия, технические практики для подъема энергии к кундалини, остановка поверхностного» 00:14:23 «сознания за счет концентрации на благих и нейтральных объектов, ведущие к созерцанию. Прекрасно. Остановка мирских желаний за счет концентрации на неблагих объектах и их опустошения, ведущие к дхьяни, самадхи и освобождению. Прекрасный ответ. Прям весь процесс освобождения описан. Так, дальше. Изучение учения. Изучение самой практики. Изучить материалы, довести до автоматизма путем повторения техники этой практики. Тренировка» 00:14:55 «концентрации в момент практики и в повседневной жизни. Так, замечательно. Следующее. Соблюдение заповедей, накопление добродетелей и заслуг, если я правильно понимаю вопрос. И всевозможные техники, начиная с наблюдения за дыханием и до более сложных, где за объект концентрации берутся несколько объектов. Так, во-первых, замена данных трех скверных миров. Во. Если в сканках преобладают накопление скверных миров, концентрация практически невозможна. Замечательно. Поэтому на нулевом уровне» 00:15:27 «нужно начинать с изучения и учения, соблюдения заповедей, практики терпения, отстранения от мирских желаний, практики добра и заслуг. В буддизме это называется памятование. Во-вторых, собственно развитие концентрации путем тренировки осознанности, созерцания концентрации на объекте выбрать наиболее подходящий объект. Так, в-третьих, энергетическая техническая практика, очищение внешних и внутренних каналов, расчетом энергии от нижних чакр к высшим. Техническая» 00:15:59
Йогический подход: яма-нияма как параллельный, не линейный набор [00:16:30]
«практика, с одной стороны, позволяет быстрее достичь устойчивой и глубокой концентрации, а с другой стороны, пойти дальше в дхьяны. Так, ну, что я должен сказать, замечательные ответы. Но давайте отструктурируем. Давайте посмотрим вот эту последовательность. То есть, здесь у нас такой получился, знаете, немножко такой йогический подход. То есть, если вы изучали йога с утра, хатха-йогу про дипику, то вы, я думаю, помните о том, что яма и не яма, да, это база, основа» 00:16:30 «хатха-йоги, раджа-йоги. Соответственно, и вот эти яма и не яма, они перечислены через запятую. То есть, вот делай, вот, изучай учения добро, заслуги, заповеди, вот через запятую. Но, там есть очень важные последовательности. Ну, например, если я не понимаю значения заповедей, буду соблюдать. И, например, такой момент, если недостаточно заслуг, то вообще не сможешь соблюдать заповеди. Вот бывает человек, говорит, да-да-да, надо соблюдать заповеди. И опять куда-то его несят. А почему не хватает» 00:17:02 «заслуг? Поэтому, например, в шести парамитах сначала идет жертвование, а потом соблюдение заповедей. Но и сразу, тоже, о значении слов, что нет такого, что я вот сейчас накапливаю заслуги, поэтому пока могу не соблюдать заповеди. Или пока могу не прилагать никаких усилий. Вот, значит, дурака валяется, но типа я заслуги сейчас покаю на этапе накопления заслуг. Нет, мы пытаемся сделать все, сразу выполнить весь комплекс вот этих упражнений, так скажем. Другое дело, что более сложные упражнения у нас пока могут не получаться,» 00:17:33 «потому что мы не освоили более простые. Так? И второй момент, что если, ну, допустим, вот я накапливаю добродетели заслуги, все у меня так чудесно, не бывает такого, что вот я накопил заслуги, все, больше я их не накапливаю, я теперь соблюдаю заповеди. Все, я соблюдал заповеди, теперь я могу их не соблюдать, я перехожу к терпению. Вот такого тоже быть не может. То есть, поймите, что это такой процесс, где все взаимообусловлено, но предыдущие первые более» 00:18:05
С чего начинается практика: поиск фундамента (вера) [00:18:36]
«простые упражнения формируют основу для более сложных. И когда у нас начинают получаться более сложные, мы не бросаем простые. Ну, понимаете, как в спорте. Ну, хорошо. Вот общие моменты, ваши ответы. Давайте пообщаемся. Значит, с практикой с чего начинается? Вот давайте подумаем. Вот первое, без чего практика невозможна? Вот просто ее не будет. Спойлер, это не изучение учения. Есть еще» 00:18:36 «более фундаментальная основополагающая практика, без которой не будет ни учения, ничего. Но Николай. Да, без веры, я думаю. Вот, да, правильно, правильно. Так, Александр. Я думаю, что без правильного воззрения. Так, правильное воззрение, да, но оно идет дальше, потому что оно формируется. Сейчас мы об этом поговорим. Еще какие мысли? Значит, ну вера, да. Так, а это слепая... Да. Да, без терпения. Это» 00:19:07
Вера рождается из осознания страданий и заслуг прошлых жизней [00:19:40]
«потом, то есть вот фундамент. Сначала давайте начинаем с фундамента, с цоколя, да, там отмостки делаем, утепляем, потом строим первый этаж, да, то есть правильное такое строительство. То есть вера, да, правильно. Ну, еще что-то про веру. Есть какие-то мысли? Может быть, это о первоначальном страдании, понимании, что этот мир, что-то тут не то. вера появляется при наличии страданий. И я бы даже больше» 00:19:40 «сказал, при правильном, даже не то что правильном, при осознании страданий. Потому что есть очень много несчастных людей, но что-то не каждый из них, так мягко скажем, занимается прямо духовной практикой. Так ведь? То есть страдают, проклинают судьбу, проклинают людей вокруг, всех ненавижу, все плохо, но что-то к практике никто не приходит. То есть здесь еще, ну, это мы сейчас немножко отвлечемся, но буквально минута. Это заслуги, заслуги» 00:20:10 «с прошлых жизней, это кармическая связь с истинной дхармой. То есть страдания заставляют пробудиться, то есть посмотреть и почувствовать, вот именно почувствовать. Здесь еще нет правильного взгляда, здесь нет еще какого-то понимания глубокого, но я действительно чувствую, что что-то здесь не так. И все не так прочно, достоверно и реально, как мне говорят. И еще очень такой момент, что с толпой в толпе быть намного проще, согласитесь.» 00:20:41
Большинство в толпе и благородство меньшинства [00:21:14]
«Когда ты в абсолютном меньшинстве, вот это очень тяжело. И начинает закрадываться сомнения, а может я сошел с ума? Может быть что-то со мной не так? Ну, вот все типа радуются, хотя как-то они странно очень радуются, то есть у них такой миг счастья, жизнь в муках, как у наркомана. А вроде как говорится, что это вот и есть жизнь. Может это со мной что-то не так? Вот здесь сомнения. Но поймите, что вот эта толпа, бесснующиеся толпы, вот» 00:21:14 «бесснующиеся толпы - это совсем не благородство, это можно принимать в расчет большинство и отбрасывать меньшинство, когда несовершенные человеческие существа, которым суждено рождаться и умирать, берутся судить о том, что нормально, а что ненормально для человечества. Но это вовсе не говорит о благородстве большинства. И вот с точки зрения истинной дхармы, процесс восприятия и развлечения, обычный, которому следуют все люди, это ненормальная работа сознания, ну или с современной» 00:21:47 «точки зрения сказать, ненормальная работа головного мозга, которая сопровождается множеством низменных страстей, которые собственно являются причиной страданий. Поэтому вот эта вера, но здесь конечно важна связь с истиной, с истиной дхармой, важны заслуги с прошлой жизни, чтобы вот эти страдания направить в правильное русло, чтобы появилась вот эта самая вера. Так, значит с прошлыми жизнями вот этот этап ноль давайте мы от него уже отходим, потому что иначе мы уйдем, там есть много чего. Может быть, если будет потом желание» 00:22:18
Вопрос Вари: заслуги, кармическая связь или зрелость души [00:22:48]
«отдельно поговорим. Так, Варя, что хотела сказать? Я хотела спросить, вот тут что играет решающую роль все-таки заслуги и кормическая связь с истиной или зрелость души? Просто очень часто встречается такая ситуация, что люди находятся в плачевном положении, да, и когда ты им пытаешься рассказать об истине, они за уши подтягивают ту истину, которую они изучали до этого, хотя она их из этого» 00:22:48 «плачевного положения как бы не извлекла. То есть вот тут получается зрелости души не случилось, то есть они не смогли правильно рассмотреть этот опыль. Это им заслуг не хватает или связи с истиной? И вот что является решающим в плане зрелости души? Совокупность факторов. Просто и заслуги, и связь именно с истинным потоком с прошлых жизней. То есть это совокупность. Может быть, конечно, что-то перевесить, может быть.» 00:23:21 «Может быть, человек, ну опять-таки, если человек в прошлой жизни глубоко изучал учения, то в этой жизни он быстро пробудется. А бывает просто добродетельный человек, у него светлая душа, спокойная душа, да, и столкнувшись с страданиями и услышав правильный ответ, он быстро пробуждается, потому что он сам по себе чистый и светлый. То есть бывает и так, и так, но на мой взгляд все есть такая совокупность, то есть и связь, и какой-то опыт практики в прошлых жизнях, и, конечно же, заслуги. Потому что иначе, да, бывает, как возраст приходит один» 00:23:53
Вера как доверие, переходящее в приверженность [00:24:24]
«без мудрости. Да, ну хорошо, значит, первая это вера, да, и здесь опять-таки еще момент. Это не вера в кого-то. Вот вы верите в Будду, но он же не эти, чтобы в него вот так верить, правда? То есть это не вы кого-то, это доверие кому-то. Вот если сказать по-русски и современным языком, я доверяю, то есть, ну действительно, я читаю четыре благородные истины, вот как Александр сказал, ну разумеется, я вижу в этом абсолютную логику, ясность,» 00:24:24 «да, мудрость, достижение я в этом вижу, я начинаю доверять вот этим текстам, да, вот учителям, которые действительно достигли освобождения. Я доверяю, то есть, вот это первое. Дальше, по мере обретения опыта, по мере изучения учения, вот эта вера трансформируется в приверженность. То есть, я не просто доверяю, я еще и начинаю делать, искренне делать, да. И, то есть, это ни в коем случае не слепая вера, но она должна быть» 00:24:57 «искренней. То есть, вот должна быть, вот эта искренность, она должна быть во всем, и в изучении учений, и в намерении, и в усилии, искренность. То есть, такое понимание, это освободит меня от страданий, это истина. Вот тогда это будет работать, поверьте. То есть, должна быть вера, вера направляет, кстати, вы помните, сознание и нашу волю в одном направлении. То есть, если не вера, то сознание разбрасывается на десять вещей. Я хочу того, а может быть так, а может быть эдак, да, не получается. Вера направляет сознание и волю в одном» 00:25:27
Приверженность: доверять и делать; изучение учения [00:25:59]
«направлении, поэтому это основа. Вера появляется при наличии и осознавании, так скажем, страданий, а это, как мы выяснили, определяется уже данными прошлой жизни. Поэтому все люди разные, да, кто-то ведет практику, кто-то не особо. То есть, это данные прошлых жизней. Так, хорошо, вера, вера, потом дальше это будет привежностью. Что дальше? Следующий пункт. Я не знаю, что ты подразумеваешь под привежностью, но я бы сказала, что именно скромность и неразбросность. То есть,» 00:25:59 «если ты следуешь выбранному учению, которому ты считаешь истинным, то ты, как вот ты и сказал, только что не разбрасываешься на десять сторон. То есть, ты внимательно его изучаешь и на опыте его стараешься реализовать. Ну, то есть, изучение учению, а в изучении учения есть определенные пункты. Так? Обретя понимание четырех благородных истин, появляется желание опытным путем проверить новое учение. Таким образом,» 00:26:30 «применяя его в какой-то степени, цена, может быть, простых, сниондровых, еще в чем-то, обретаешь первый духовный опыт, который становится твоей первой опорой, на котором ты строишь какой-то фундамент. Как-то так. Да, это имеет отношение к приверженности, это имеет отношение к последующим стадиям, но я сейчас хочу дать максимальную детализацию. Потому что часто говорят, изучайте учения. А как его изучать? Вот мы выяснили, нет веры, ничего не будет, ты доверять не будешь. Человек не доверяет, и, соответственно, вряд» 00:27:03 «ли он что-то будет делать. Так, значит, вера дальше. Кирилл, что вы думаете? Выходит, если первая вера, она сужает наше внимание на учение, то приверженность - это как направленное действие в сторону объекта веры. Совершенно верно, да. Приверженность - это доверять и делать, выполнять. Все верно. Вы говорите, я просто хочу, чтобы была такая крупность, да, у нас» 00:27:35 «сегодня должна быть такая крупность, чтобы были понятны нюансы, потому что в них там тоже содержится куча всего, и если что-то одно выпадает, то рушится вся конструкция. Знаете, как вот в доме пристройки упустили чего-то, и бац, и либо дом разрушился, либо трещинами пошел. Но нужно обложить себя, ну, то бишь, чтобы изучать учения, переступить на третий этап уже, нужно приобрести какую-то информацию в книгах. Ну, то есть, изучение и учения. То есть, есть вера, дальше» 00:28:06
Факторы изучения учения; объект прибежища (Будда, Дхарма, Сангха) [00:28:38]
«постепенно, но эта приверженность-то она будет до конца, да. Как ободхи нирваны, будет приверженность. Все можно назвать приверженностью, да. Но мы выяснили, что это такое. Соответственно, изучение и учение. Так, пьюсти. Слушаю. Ну, эта вера соответствует намерению Атмана? Это да, но это намерение еще здесь не явлено. Разумеется, контролировать что-либо действовать может Атманн, безусловно. Но вот это намерение, которое должно проявиться,» 00:28:38 «так скажем, это чуть позже. Я-то сейчас хочу подвести к изучению и учению. То есть, вера, изучение и учения. Какие есть факторы изучения и учения? Вот без чего невозможно изучение и учения. То есть, смотрите. Вот я сказал в начале, концентрация противоположна обычному мышлению. Так, но ведь и духовная практика противоположна обычной жизни. Противоположна. И изучение и учение противоположна обычному изучению. Ну, может быть, где-то, если такая серьезная научная среда, да, вот человек серьезно» 00:29:10 «изучает какую-то науку, там вот сейчас всплывут эти факторы, безусловно. Но обычно, когда мы что-то изучаем, что-то мне тут заинтересовало, ну-ка дай-ка я покручу, посмотрю, это не будет изучением и учением. То есть, опять таки, нужно вот эти шаблоны рушить. Так, руки. Александр, по-моему, первая была. Давайте. Ну, я видите, как все о своем, по-своему. Но это правильно. Обретение муру, обретение сангхи и достижение дхармы. То есть, я сразу начал искать» 00:29:40 «тебе учителя. Это да. Просто проблема в том, что сейчас, с этим проблема. С этим как раз и проблема. Да, важны Будда, дхарма, сангха. Да, это называется объект прибежища в буддизме. Так, Юра. Возможно, ты имеешь в виду отречение от мира. Нет, это потом. Это потом. Если сразу отречешься, то возникнут большие-большие проблемы. Реально точно. То будет такая секта. Так, ой, как сегодня у нас обсуждение» 00:30:13
Многократная фиксация памяти как первый фактор изучения [00:30:47]
«идет. Я уж не видел, кто первые руку поднял, варят. У тебя, по-моему, была первая рука. Потом дальше там появились. Да, совершенно верно. Совершенно верно. Вот. Давай. Мне кажется, что изучение учения подразумевает многократную фиксацию памяти на этом учении. Для того, чтобы оно укоренилось в сознании, самое главное, укоренилось в подсознании, чтобы не было проблем, когда это самое поверхностное сознание остановится. Да, да. Один из факторов. Я его хотел в конце сказать, но ты меня опередил. Окей,» 00:30:47
Вопрос Ивана: переход от веры к нахождению истинного учения [00:31:19]
«первый фактор. Многократное повторение. Ну, давайте послушаем еще. Иван, у вас какие мысли? Вадим, у меня такая идея. Как мы перескочили с верой сразу на изучение учения? Человек же должен найти эту понятную доктрину, которая объясняла бы истину. Ну, мы предполагаем, что он ее нашел уж так до такого-то. Ну, понятно, что есть ложные учения, и это имеет отношение к заслугам и к кармическим связям, о чем мы сказали. То есть, да, можно впялиться в какое-то нехорошее дело, да. Просто наличие веры» 00:31:19 «не подразумевает то, что мы сразу найдем учение, которое приведет нас к истине. А по поводу приверженности, нераспрощенность, неразбросанность и скромность при изучении этого учения? Да, да, да. Все правильно. Совершенно верно. Ну, я уж не стал делать такие вот круги дополнительные, потому что действительно, если есть заслуги и кармические связи с прошлых жизней, но об этом говорится в супрах, тогда мы встречаемся с истиной дхармой. Да, Иван, совершенно» 00:31:53
Изучение учения рождает правильный взгляд [00:32:26]
«верно. Так, Игорь, у вас какие мысли? Ну, в прошлый раз мы выяснили, что все есть страдания, то логично предположить, что у страдания есть причина, когда есть причины страдания. Это да, но обычным-то сознанием с обыденной информацией мы этих причин никогда не увидим. То есть, будет же такое, ну, раз я несчастлив, что-то у меня все не то, значит, надо побольше удовольствия, надо побольше денег, радостей,» 00:32:26 «а то что-то я какой-то несчастный. Ведь так думают обычные люди. Тут мы сейчас перейдем к изучению учения, собственно, мы сейчас вступаем в это. Так, Юля, у вас какие мысли? Я думаю, что благодаря изучению и учении начинает приобретаться правильный взгляд. Угу. И уже благодаря правильному взгляду мы начинаем отдаляться и от межских желаний и начинаем заменять данные в соцзнании, так сказать. Да, да, да. И на деньгах начинаем заменять им образом, потопливаем,» 00:32:57
Четыре фактора изучения: неразбросанность, нераспущенность, скромность, фиксация [00:33:32]
«ну, подготавливаем, так сказать, почву для того, чтобы в дальнейшем у нас была возможность совершать практику. Да, да, все верно, но сейчас давайте про изучение учения. Именно вот здесь вот эти моменты, они уже названы, давайте, наверное, будем обсуждать их. Нераспущенность, неразбросанность, скромность и многократная фиксация памяти. Вот четыре пункта у нас получилось. Так, ну, давайте, кто поднимал руки, Анастасия, всех выслушаем сегодня. Может быть, это усилие, прикладывание усилий к изучению учения, потому» 00:33:32 «что это достаточно сложно, ну, так вот отречься. Да, это нераспущенность будет, усилие. А, усилие, да. Да, это будет относиться к нераспущенности. Все так. Хорошо, значит, давайте подытожим. Все верно, все верно, вы говорите, друзья, все верно. Я просто хочу, чтобы это вот такая была, ну что ли, современная, даже не, в смысле, переиначенная какая-то, ни в коем случае, но вот логическая структура, чтобы мы понимали, о чем идет речь. Значит, первое, да, вера появляется при наличии осознавания и страданий.» 00:34:03
Изучение учения противоположно обычному чтению [00:34:36]
«Так, если есть заслуги и кармические связи с прошлых жизней, мы встречаемся с истиной, дхармой, действительно с каким-то, ну, в идеале с просветленным таким гуру, каким был там Будда Сакьямуни или Тилопа, Наропа, вот такие, великие по-настоящему учителя, ну, или, по крайней мере, с человеком, который имеет духовный опыт, может объяснить учения. Да. И мы начинаем изучать учения. Вот это, да, второй столб вера, изучение учения. Но изучение учения – это не чтение, вот, бульварной литературы, да, как обычно, вот я там, я там пробежал,» 00:34:36 «я вашу книгу прочитал, и задается вопрос ровно вот с первой страницы вступления. То есть, где дан ответ на этот вопрос, на первой странице, я прочитал вашу книгу и задался этот же вопрос. То есть, нет, не так. Первое это неразбросанность. Вот современный мир, он такой очень быстрый, да, и мы хотим все и сразу, и все такое интересное, все такое вкусное, хочу всего, вот это нужно отбросить. То есть, последовательно, спокойно, последовательно изучать истинную дхарму, и ни в коем случае не разбрасываться,» 00:35:09
Неразбросанность как противоположность эгоизму [00:35:39]
«не пытаться изучить сразу все, запоем не читать. Но это имеет отношение к эгоизму, уже вот, к этой практике, которая приводит концентрации. То есть, это же противоположный эгоизм. А когда человек разбрасывается, то что? Что им движет? Им движет эгоизм. Как в магазине такой шапоголик, да, я всего-всего-всего. Попробуйте прийти голодным в продуктовый магазин, вы купите очень много всего ненужного, правда, вы будете разбрасываться, вас будет вести ваше желание. А если вы придете сытым, у вас не будет желания, вы просто будете осознавать, что мне» 00:35:39 «вот нужно это, это, это, я вот хотел там запас, пополнить запас этого, да, хотел приготовить вот это, вы купите ровно то, что нужно. То есть, будет неразбросность. Это имеет отношение к эгоизму. Первое, неразбросность. Второе, нераспучность. Вот правильно здесь прозвучало, прилагать усилие к изучению, да, и при этом отсекать свои собственные посторонние мысли. У нас была лекция, помните, про якши я рассказывал, про практику якши. Значит, отсекать свое так называемое мнение. Но не может у нас быть мнение» 00:36:12
Нераспущенность: усилие и отсечение собственного мнения об учении [00:36:42]
«об учении, да. То есть, если вы пришли, у вас что-то болит, вы пришли к врачу, и вы начинаете ему вкручивать свое мнение. А я вот считаю, ну, если ты так считаешь, то зачем ты пришел? Как ты можешь что-то считать? Да? То есть, не может быть мнение о концентрации. Вот я вот с этим соглашусь, а с этим нет. Извините, у вас не может быть мнения, вы не знаете, что это. Понимаете? Ну, так же, как в любой вот, на приеме у врача, на приеме» 00:36:42 «у какого-то специалиста, да. То есть, вы отсекаете собственные мысли. Вот это называется нераспущенность. То есть, понятно, вы, ну, прилагаете усилия, вы сосредоточены, мы сосредоточенно изучаем учение, да, а не распускаем себя, но при этом мы отсекаем свое вот это мнение. Вот эти вот бесконечные споры, да, вот, как, посмотри, комментарии, да, там. А вот тут я с Буддой не согласен. Я сразу вспоминаю Шарикова Полиграф Полиграфовича, помните? Да, не согласен» 00:37:14
Скромность: всегда оставаться учеником [00:37:48]
«я. А с кем? С Каутским или с Энгельсом? А с обоими. Вот сразу, прям, вот, четкий-четкий образ. Ну, понимаете, да, вот идея. Значит, нераспущенность. И отсюда вытекает такой подпункт важнейшей - скромность. То есть, собственный уровень знания, понимания, достижения еще недостаточный. Всегда нужно быть учеником, всегда нужно учиться. Я вам могу вот четко сказать, что если вот сравнить мое знание,» 00:37:48 «понимание, учение сейчас и то, что было, ну, не знаю, пять лет назад, не будем копать глубоко. Я преподаю с девяносто пятого года. Я сегодня пытался вспомнить, все-таки вспомнил. Первый семинар я провел летом девяносто пятого года. Не поверите, это был семинар про шесть совершенств. Мы сначала сделали цигун, выполнили какие-то медитации и дальше была лекция. Я читал такую первую полноценную лекцию про шесть совершенств. Вот девяносто пятый год. Так вот, если даже брать не девяносто пятый год, а вот там пять лет назад, шесть лет назад, какой-то небольшой промежуток времени, так вот» 00:38:19 «сейчас я уверен, что я намного лучше знаю и понимаю учение. То есть, никогда, вот если подумал, что ты мастер, что ты че-то достиг, все, это конец. Все, развитие на этом заканчивается. То есть, необходимо обладать скромностью. Не самоуничижением только. Что я такое, вот никакое. У меня так все плохо. Нет. У меня все хорошо. Потому что я духовный практикующий. Поэтому у меня все хорошо. Но я учусь, я перечитываю, я фиксирую в памяти и я» 00:38:51
Фиксация памяти и опасность простой зубрёжки [00:39:22]
«обладаю скромностью. То есть, это я испытал очень хорошо. Но одно дело - испытать пару раз, а другое дело действительно - это испытывать каждый раз. Медитации тоже разные будут уровни, согласитесь. Да, или вот это я понял. Ну, достаточно ли я понял? Надо еще раз посмотреть, надо еще раз проанализировать. То есть, скромность должна быть. И четвертый пункт, ну, который первый Варвара тоже сказал. Да, фиксация памяти. Многократная фиксация. То есть, вот эти вот, я бесконечно это сейчас слышу. Да, я все прочитал. Чего вы меня спрашиваете? Я все прочитал. Ну, и как?» 00:39:22 «Что вы можете сказать? И опять вот всплывает Шариков. Что вы можете сказать о прочитанном? Да, не согласен я. Вот нет, это именно фиксация памяти. Это многократное повторение. Только давайте опять-таки еще раз договоримся. Простая зубрежка ничего не даст. Вы можете очень хорошо, я видел массу людей, которые замечательно знают терминологию. Ой, они что-то там переводят, они по-тибетски что-то могут сказать. Но только знаний там ноль. Пережитых знаний. То есть, это такая вот зубрежка. То есть, человек может воспроизвести» 00:39:56 «сутры, обеты. Он что-то сравнивает, что-то говорит, но вот постижение там ноль. Простая зубрежка ничего не даст. То есть, многократно изучаем и вот здесь следующий шаг практикуем. То есть, обдумав, практикуем. То есть, выполняем, начинаем как-то применять. И вот здесь следующий пункт. Ну, это уже восьмеричный благородный путь. Кстати, восьмеричный благородный путь, он начинается не распущенность, скромность, изучение учений. Вот этот» 00:40:27
Правильный взгляд как фундамент после изучения учения [00:40:58]
«этап ноль. А потом идет правильный взгляд. То есть, изучили учения. Тогда можем что-то видеть. Можем что-то анализировать. Что-то понимать. Вот то, о чем Александр с самого начала нам говорил. Четыре благородные истины. Да, но чтобы их как-то понять, применить, анализировать, чтобы они действительно стали внутренне присущими. Так ведь? Это же нужно изучить. Изучить из истинного источника. Многократно зафиксировать в памяти. Опираться на нераспущенность и скромность. И тогда я» 00:40:58 «могу видеть мир в свете четырех благородных истин. В свете закона обусловленного возникновения. В свете истинного учения. Вот это и будет правильный взгляд. Без которого вообще невозможна практика. То есть, если я вижу глазами обычного человека, это не практика. Это может быть симпатия к практике. Такое увлечение. Я ежусь на коврике. Вот что-то такое будет. Должен быть правильный взгляд. А он возникает благодаря изучению учения. А если нет неразбросанности, нераспущенности, скромности и многократной фиксации памяти, то это не будет изучением учения.» 00:41:29 «Вот понимаете логику? Хорошо, значит, вот появился правильный взгляд. И это как фундамент. От него уже дальше расходятся такие радиусы. Значит, тогда мы начинаем действительно контролировать действия тела, речи и мысли. То есть, вот там уже возникают практики. Конкретные практики. То есть, я изучил, увидел правильно и тогда я начинаю действовать. Я понял, что необходимо делать. То есть, очень часто говорится, так, накапливайте заслуги. Прилагайте усилия. Давайте» 00:42:02
Без понимания учения усилия и заповеди ведут в три скверных мира [00:42:35]
«заниматься практикой. Давайте, давайте. Только, а что значит заслуги? Если я не понимаю, что такое заслуги, я смогу их накапливать? Может быть, я считаю заслугой то, что является плохой кармой. Или заповеди. А может быть, это будут у меня не заповеди, а одержимость обетами и заповедями. И это приведет меня не к самадхи и мудрости, а в три скверных мира, в мирнейших духов. Одержимость обетами и заповедями приводит в мирнейших духов. Если я не изучил учения, я же не понимаю, к чему мне нужно прилагать усилия, а в чем, например, я должен раскаиваться.» 00:42:35 «И почему я должен раскаиваться? Является ли это плохой кармой или хорошей кармой? Все ответы есть в учении. И если я зафиксировал в памяти учения, тогда есть правильный взгляд. Тогда я могу действительно как-то действовать. Так? Разобрались. Значит, теперь, что значит действовать? То есть, к чему я прилагаю усилия? Вот дальше. Учения изучили, но, здесь глагол прошлого времени, изучили учения. Но это не значит, что я изучил учения, все, я забросил. Я больше ничего не изучаю. Я самый умный? Нет. Я продолжаю изучать учения. То есть оно дало это изучение учения, дало» 00:43:06
Вопрос Александра: опасность одержимости заповедями и крайностей [00:43:39]
«какие-то плоды в виде правильного взгляда. Но я продолжаю изучать учения. Понимаете, да? И вот если появился правильный взгляд, тогда начинаются правильные, ну, в восьмеричном благородном пути говорится правильные мышления, правильный речь, правильные действия. То есть, я начинаю действовать на основе учения. Вот что с действиями? Какие действия я должен совершать? Вот давайте об этом сейчас поговорим. Так, Александр, рука. Я прошу прощения с этой телефоном, Гриша. Бывает. Я хотел еще добавить, я прошу прощения, перезагружал телефон. Есть одна опасность, у меня афиг.» 00:43:39 «Когда становится ясно. Вот это вот очень опасное явление. Ты посчитал какую-то заповедь, там что-то написано, и начинает уродовать свою жизнь. И это действительно проблема. То есть начинаются какие-то странные поведения, странные какие-то явления. Я просто хочу поделиться такими вот наблюдениями, что на самом деле даже заповеди, которые мы читаем, поправляя свое поведение, его необходимо» 00:44:12 «соотносить к четырьмя благородным истинным. Если ваше поведение или ваше воззрение совпадает, то тогда да. Если не совпадает, значит где-то идет заблуждение. Мы очень склонны к тому, чтобы себя начинать как-то, ну как это сказать, ну просто уродовать свою жизнь. Есть такое. У нас же середины куча. Мы же не падаем в крайности какие-то, понимаете? Вваливаясь в какие-то там бешеные аскезы,» 00:44:42 «поведение себе чего-то, для чего-то. Мы наверняка тоже возьмем сталкивает с этими вещами. Я убежден в том, что наше учение, будь это исключение, оно дарит свободу, счастья и радости. Это первично. И результатом ее любовь. А когда начинаются все вот эти абсурдные аскезы, какие-то запреты, какие-то вот сумасшедшие, я не знаю, по-виденчески пищевые такие, знаете, эти вот угрызения» 00:45:15
Правильный взгляд даёт срединный путь и правильные усилия (самма) [00:45:48]
«самого себя, с непониманием. Знаю, знаю, очень хорошо. Ну и так далее. Да. Я представляю это довольно широко. Извините, я чуть-чуть запоздал. Спасибо. Нет, это верно. И это имеет прямое отношение к правильному взгляду. Если есть правильный взгляд, то будет срединный путь. Безусловно. То есть у вас не будет, с одной стороны, фанатизма, да, вот религиозного фанатизма. С другой стороны, у вас не будет вот этого расслабленного ничего не делания. Когда формально,» 00:45:48 «я сейчас ритуальчик забульбеню, там, свечку благовонию там, что-то побубнил, и вот она моя практика. А дальше пошел делать свои дела. Будет срединный путь. То есть будут правильные усилия. Понимаете, почему я вот акцентирую ваше внимание на восьмеричный благородный путь? Потому что там используется палийское слово «сама», «правильный». То есть правильный взгляд, правильное мышление, правильные усилия. То есть они основаны, что значит «правильные»? Основанные на истинной дхарме. Вот, да, это важное» 00:46:19
Вопрос Вари: обусловленность заслуг, заповедей и усилий [00:46:52]
«замечание. Так, Варя. Ну, вот, я не совсем понимаю, что ты сейчас имеешь в виду, то есть это четыре правильных усилия, ты имеешь в виду, или вообще вот, ну, мы просто обрели правильный взгляд, мы заменили данные мирских желаний на данные истины. В результате этого мы знаем, ну, в общем-то весь процесс. И, как ты говоришь, мы можем пытаться делать все, но есть определенная обусловленность. То есть, например, без заслуг мы не сможем прилагать» 00:46:52 «усилия, да, без заслуг мы не сможем соблюдать заповеди. Ну, то есть по логике первое, на что нужно обратить внимание — это на заслуги. А какие именно, как именно накапливать заслуги мы уже знаем, потому что мы изучили учения? Да, все так. Все так и есть. Все так и есть. Просто бывает так, что человек не утвердился в изучении учения, не утвердился в правильном взгляде, и вот тогда начинает содержимость обетами и заповедями. Да, вот это важный момент, то, что Александр сказал. А так, да, следующее — это» 00:47:24 «заслуги. Да, добродетели заслуги. То есть, я делать-то что должен. То есть, вот первое по умолчанию — добродетели и заслуги. Да. Так, какие еще мысли? Николай, рука у вас была, вы убрали. Тоже самое хотел сказать. Два правильных усилия, два правильных прерывания. Накапливаем заслуги, на основе заслуг начинаем соблюдать заповеди, ну и так далее. Верно, верно. Юра? Я бы добавил еще момент именно, как сказать, практического» 00:47:58
Вопрос Юры: получение опыта через техническую практику [00:48:28]
«применения. То есть, когда изучили, то есть, соблюдает заповеди, накапливаем заслуги, изучаем учения, вот нужно получить подтверждение, ну, практическое, как сказать, техническую практику делать, чтобы получить результат и убедиться в истинности учения на своем опыте. Опыт. То есть, получить свой опыт. Вот что очень важно. Да, все верно. Ну, мы сейчас в итоге эту схему соберем. Но, значит, добро, заслуги. И они, кстати, тоже будут» 00:48:28 «проявляться. То есть, вот у человека проблемы. Вот человеку как-то вот плохо в жизни. Существуют страдания. Он поверил, так скажем, доверился истинному потоку. И если он соблюдает заповеди, накапливает добродетели заслуги, постепенно его жизнь изменится. Его жизнь изменится. Это тоже будет важным опытом. И параллельно, мы ведем техническую практику. Разумеется. У нас нет такой роскоши, что я год накапливаю заслуги, потом к этому подключаю там это, потом это, потом это. Ну, нет такой роскоши.» 00:49:01
Рассказ Ирины: спор с практиком о наслаждении жизнью [00:49:34]
«Мы действительно все вместе делаем. Но важен правильный взгляд. Да. Так, Ирина. Вот. Ну, я по поводу крайностей. У меня просто на днях произошел диалог с одним практиком. Да. Вот. Ну, я ему рассказываю, что он тоже купил книги. Вот Паша книги Вадима тоже там их читает. Вот. Ну, как бы он изучает учения получается. Вот. Ну, я ему рассказываю, что вот перед Кинсевым у» 00:49:34 «меня был довольно-таки длительный период какого-то вот такого вот шпада, да, эмоционального там, даже может быть физического, но я не могу это назвать, депрессии, но был спад. Я говорю, ну вот это просто шло очищение кармы, то есть вот у нас же может быть всегда хорошо. Вот прошлая карма, видимо, проземлялась. У меня все было в порядке в жизни, а вот спад был чисто какой-то внутренний. А потом, говорю, вот внезапно с опытом чувства тонкого счастья. И он мне» 00:50:06 «говорит, слушай, что такое у тебя за учение? Говорит, вот я, говорит, наслаждаюсь жизнью, вот у меня одно наслаждение. Я, говорит, чувствую себя полубогом. Я вот что задумываю, что захотела, у меня все желания исполняются. Ты, говорит, не туда идешь вообще. И он мне, ну да, он говорит, я вот хочу петь, я пою, я хочу есть, я ем, у меня все здорово, все классно. А я ему объясняю, понимаешь, вот на фоне практики, вот изучения, учения,» 00:50:40 «постижения каких-то истин, восприятие становится тонким, и поэтому я не фонтанирую, да, или там человек, который вот на пути находится, он там не фонтанирует вот это счастье, там, значит, исполнение желаний. Они, говорят, как-то вообще уходят эти желания, лишь становится прозрачно, восприятие становится чистым, а чувства становятся очень тонкими, и вот тут у нас к ним возник, ну, как бы,» 00:51:14
Свобода от кармы против рабства наслаждений; пример с долгом [00:51:46]
«спор. И вот я хотела, может быть, даже уточнить, насколько вот он неправ, потому что я считаю, что он неправ. Получается, что я, я не могу сказать, я говорю, понимаешь, что наслаждаюсь, это как-то притормно для меня. Смотрите, я сейчас объясню, вот это важный момент. Что произойдет, когда он потеряет свои наслаждения? Он испытает неимоверные страдания. А если это так, то получается,» 00:51:46 «что он раб, раб этих наслаждений, он не свободный, он глубоко несчастный больной человек. То есть, свобода - это свобода от кармы, а не свобода делать что угодно. Ведь это абсолютно то же самое, что алкоголизм или наркомания. Наркоман чувствует счастье, когда достал дозу, но что будет, когда он не достанет дозы. Или когда эта доза станет слишком маленькой и ему захочется большего. Страдания будут непомерно большими. Абсолютно то же самое происходит» 00:52:16 «с любым обычным человеком. Да, бывают более тонкие удовольствия, более возвышенные, более низкие, более грубые, но это абсолютно одно и то же. Поэтому я всегда привожу пример с алкоголем и наркотиками. То есть, человек - раб своего желания. Все в мире непостоянно, либо закончится, либо надоест. Возникнет пресыщение. Не бывает, чтобы что-то длилось вечно. И когда это будет разрушено, а оно обязательно по умолчанию будет разрушено, это приведет к неизмеримым» 00:52:49 «страданиям, к самым лютым страданиям. Потому что это большая-большая волна. Помните, вот эту теорию "волны" мы говорили? Что когда человек в спокойном состоянии, когда он не тратит заслуги, когда он не бросается на вещи, но даже если происходит что-то плохое, да, он чувствует, да, больно-неприятно, но это терпимо. Это можно пережить. А вот когда были огромные радости, когда все желания исполнялись, а потом вдруг бац, и можно привести много примеров. У меня был один такой знакомый, который исполнял» 00:53:21 «все желания, а потом бац, и оказалось, что у него состояние не плюс 10 миллионов долларов, а минус 10, и он должен всем. И когда приехали там определенные люди, которые потребовали эти деньги обратно, то там как-то счастья-то не было, а поскольку он привык править, править миром и исполнять все, то когда его начали конкретно унижать, прессовать, то он просто хотел повеситься, я его как смог из петли» 00:53:52
Отупение небес: заслуги без правильного взгляда [00:54:23]
«вытащил. То есть он просто позвонил, все, я прощаюсь с вами, я хочу покончить жизнь, потому что я не могу так больше жить, я так не привык, ну вот как-то мне удалось его переубедить. То есть это неизбежно, то к чему придет такой человек. Вот это важно, то есть состояние свободы и не свободы, договориться о значении слов. Вот, и я ему, я очень рада, что значит, я правильно понимаю этот момент в учении, потому что я ему ответила ровно» 00:54:23 «так же, вот, и ну задала ему вопрос в вопросе, ты подумай, ведь жизнь у нас непостоянная, и где, если есть плюс, значит есть минус, мы живем в мире людей, этого не избежать. Подумай, что будет, когда наступит минус, но он почему-то убежден, что... А это как раз отупение небес, то есть когда много заслуг, это тоже плохо. И вот здесь важный момент. Мы сказали, есть изучение учения, есть правильный взгляд, мы начинаем контролировать действия, накапливать заслуги.» 00:54:55 «И вот если нет правильного взгляда, но есть заслуги, это тоже не благая ситуация, это будет ситуация вот этого человека, про которого рассказывает Ирина. То есть заслуги есть, желания исполняются, а куда их направить? Это как, ну, допустим, недалекий, так скажем, человек, да, был очень бедным, и вдруг он выиграл, не знаю, миллион в лотерею. Вот что будет происходить? Много всяких смешных и не очень фильмов есть на эту тему, да? Вот что будет с этим человеком? Он будет транжирить деньгами, сорить деньгами, да? Это может привести к чему угодно,» 00:55:27 «но толку с этого не будет. Он даже не додумывается себе там купить или построить какое-то жилье или как-то их вложить или что-то. Он будет наслаждаться. Вот это один в один. Когда нет правильного взгляда, все остальное бесполезно. Поэтому голые добродетели, вот говорят, я там добродетельный человек, я делаю то-то и то-то. Само по себе это хорошо, но если нет правильного взгляда, то эти добродетели будут проявляться в виде мирской радости, и на этих мирских радостях все и закончится. И даже если в следующей жизни перевоплатишься на каких-то» 00:56:00
Вопрос Кирилла: порядок заповедей и заслуг [00:56:32]
«дежурных первых небесах, то мир небес будет приятным и радостным, но пустым и бесполезным. Мы об этом тоже много-много раз говорили. Хорошо, Ирина, спасибо вам за хорошие комментарии. Кирилл, что хотели сказать? Да, я хотел сказать про то, что сам порядок, что у вас тут добродетели идут первыми, потом идут заповеди. У меня почему-то в голове так простраивалось, что наоборот,» 00:56:32 «когда ты придерживаешься заповедей, когда ты всю эту активность в мирские какие-то группы желаний пресекаешь, то есть жадность, обжорство, ненависть, неубей, по похотливость свою пресекаешь, и тогда ты как будто бы обнуляешься, и таким образом ты эту активность можешь перенаправить как раз-таки на добродетель и на заслуги. Вот у меня это так.» 00:57:03
Параллельность практик; заслуги проясняют сознание [00:57:35]
«В действительности это практикуется, в сущности это параллельно практикуется. То есть, изучив учение, мы совершаем добрые поступки, мы накапливаем заслуги, ну сейчас уж не будем отвлекаться на разницу между добром и заслугами, и начинаем контролировать действие тела речи и мысли, что является соблюдением заповедей, и еще параллельно, помните некама принцип, отдаление от мирских желаний, но это основано все на понимании, на учении. И соответственно, когда заслуги накоплены» 00:57:35 «до определенного объема, когда их объем превышает определенный уровень, тогда мы сможем соблюдать заповеди. Это проверено просто на опыте, что бывая человек не может соблюдать заповеди, вот опять куда-то вот его потянуло. Почему? Сознание темное. Заслуги это то, что проясняет сознание, наполняет светом. Заслуги имеют отношение к созерцанию, то есть если просто отключить сознание, то есть направить душу к небытию, успокоить сознание, то будет очень темно, не будет заслуг. Человек» 00:58:10 «не увидит ничего в своем внутреннем мире, будет темно. А вот для того, чтобы увидеть необходимые заслуги. Вот говорят, проваливаюсь в медитации, нету света, ничего не помню, сама депустового пространства, то что называется, почему нет заслуг. За счет заслуг мы научаемся думать даже в подсознании, то есть в подсознании, поверьте, можно точно так же думать, смотреть, мыслить, решать, как и в поверхностном сознании. Другое дело, что на определенном уровне медитации вам это перестает быть необходимым,» 00:58:42
Вопрос Даши: грань между фанатизмом и опустошением желаний [00:59:15]
«вам просто не хочется думать, вы просто продвигаетесь дальше. Но осознавать и понимать вы точно так же сможете, но это имеет отношение к заслугам. Хорошо, заслуги заповеди, разобрались. Так, теперь дальше, но это все знают, что делать с плохой кармой, ведь она будет проявляться. Все помните, Даша, у вас рука. Слушаю вас. Да, пока мы далеко не ушли, но как раз про карму будет вот вопрос следующий. Вот где вот эта тонкая» 00:59:15 «эта грань, когда мы говорим про фанатизм, про одержимое заповедение, вот с началом практики у меня само собой оценивалось много желаний. То есть мерзкие, которые раньше меня интересовали, какие-то там развлечения, но сейчас опустошилось, я не знаю, не тянет к этому, тянет только к практике, к учению-учению. Но в глазах моих родных, близких и друзей, допустим, я у них приобрела вид какого-то фанатика, с которым теперь неинтересно,» 00:59:47 «который невеселый, который все время сидит в своих этих учениях. То есть со мной стало скучно и практически записали в сектанты. То есть это можно сказать, что это плохая карма или это может быть действительно какая-то я встала на путь этого одержимости? Нет, вряд ли. Я все-таки вас немножко знаю, мы все-таки как-то общаемся. Я просто видел сектантов и знаю, о» 01:00:20
Проявление прошлой плохой кармы и столкновение с большинством [01:00:52]
«чем идет речь. Там все плохо. Нет, так чисто субъективно могу сказать, что у вас все хорошо, это во-первых, а во-вторых, значит, смотрите, тут несколько моментов. Первое, действительно проявление прошлой плохой кармы. Она обязательно будет проявляться и все равно происходит столкновение. Вот есть вот это самое большинство, которое говорит, живи и радуйся, а есть меньшинство, которое понимает, как мы с Ириной хорошо обсудили, что все это закончится и тогда» 01:00:52 «страдания будут нестерпимыми. И если я сейчас попытаюсь как можно больше ухватить, чтобы когда закончится, не так сильно страдать, то это еще большее невежество. Это как один анекдот, пока все не выпью, весь алкоголь не уйду с этой из гостей, из вечеринки, пока все не выпью, не уйду. Еще больше получить, но чем больше ты получаешь, тем хуже потом будет. Это вот первый момент. Вот это столкновение, оно неизбежно, и это проявление прошлой плохой кармы. Потому что есть мало, но есть практикующие,» 01:01:22 «у которых все нормально, то есть у них и близкие поддерживают и как-то у них все ровно. Но в основном действительно происходят вот такие столкновения. И второй момент, я могу сказать по своему опыту, что чем больше мы, чем дольше мы занимаемся правильной духовной практикой, то есть понятно, у нас нет одержимости. Это основано на учении, на логике. Не просто мне сказали нельзя. Вот нельзя это есть. Нельзя вот туда смотреть, нельзя ходить. И я боюсь. Это слепая» 01:01:53
Естественность практикующего по мере правильной практики [01:02:26]
«вера. Вера, основанная на правильном взгляде, никогда не будет слепой. То есть как минимум есть теоретическое подтверждение логика. Ведь Будда был великим ученым в первую очередь. И дальше это все подтверждается на опыте. То есть это ни в коем случае не слепая вера, не одержимость. Это еще один момент. И по мере продолжения правильной духовной практикой, практика и вот само это состояние практикующего, оно становится все более и более естественным. Понимаете? То есть вы становитесь» 01:02:26 «все более и более естественной. Все более и более такой зеркальной. То есть пожалуйста, вы можете общаться. Вам это общение не нужно. Вы сами никуда не стремитесь. Но если к вам кто-то обращается, приходит по работе, по каким-то вопросам, вы естественно отвечаете. То есть в итоге будет ситуация, когда люди даже не будут догадываться, что вы занимаетесь какой-то особой практикой. Они будут видеть ясного, спокойного, осознанного человека, улыбающегося такого, счастливого человека, чистого человека. Да, отличающие» 01:02:59 «гося от обычных людей. Да. Но это не значит, что какой-то человек что-то он такое практикует, ему ничего нельзя, он от всего там. Да, он будет гармоничным. Мы становимся более гармоничными что-ли. Более естественными. Потому что практика становится более естественной. Вопрос времени. Поймите правильно. У меня, поверьте, все это было очень давно. Все это было и не понимали. Ну представьте, я-то начал заниматься в школе. Мне было 13 лет. Ну представьте» 01:03:30 «себе, да. Вот. Поэтому я это все пережил очень хорошо. Но могу сказать, что постепенно, если вы ведете правильную практику, то постепенно это становится все более более естественным. То есть, ну есть такая, знаете, как заповедь, шубка. Не грузи ближнего своего. То есть, у вас отпадает вот это желание грузить других. То есть, поделиться, да. Если спросили, с удовольствием отвечу. Но не так, что вот придя в любую там, не знаю, организацию там, в МФЦ бумажку получить о квартире, вы» 01:04:05
Вопрос Даши: жизнь среди мирян без разрушения отношений [01:04:37]
«там будете проповедовать законы. Вот у вас не будет вот этого. Вы будете естественны. Вот. Поверьте. А как вот, если мы живем, в общем-то, в миру, да, среди мирян, скажем так. Да. И сами миряне, к тому же. Да. Нет, я не веду, что люди мирскими желаниями, да, хвачами. И вот мы живем среди них. Они наши родные, близкие, да. Вот. И получается, как мы можем внедрить вот это вот свою жизнь, чтобы и не разрушать отношения» 01:04:37 «с ними, но при этом, и не входить, не удовлетворять их желание там, ну, кебов сходить там, не знаю. Все у нас нет этого. Ну, здесь это первые заслуги. То есть, когда будут большие заслуги, то постепенно, так не странно, значит, отношения даже с ярыми такими материалистами, они нормализуются. То есть, по крайней мере, отстают. То есть, нельзя сказать, что прям вы всех приведете на путь духовной практики, но от вас многие просто отстанут.» 01:05:10
Духовный эгоизм как ловушка незамены программного обеспечения [01:05:43]
«Естественно, отстанут. Без разрыва, без каких-то безругани, без разрыва отношений. Это первое. Второе. Тут еще вот какой момент. Мы же сейчас говорим о концентрации, хотя со стороны, по-моему, не похоже. Мы так уже куда-то отошли несколько. Значит, но концентрация - это же спокойствие и созерцание. То есть, то, что противоположно эгоизму. Вот есть такой момент, я не говорю, что он есть у вас. Я говорю, что он есть в каждом. И в той или иной мере он может» 01:05:43 «проявляться, опять-таки, я говорю, по опыту. Такой духовный эгоизм. Вот вы мне все мешаете. Вот мешайте моему счастью. Тут посидите, но поносайте поделки. А вы мне все мешаете. То есть, здравое зерно то здесь есть. Да, вот мешают внешние вибрации, какие-то внешние воздействия. Надо как-то себе выделить какое-то пространство практики, как-то решить вопросы. Да, здесь есть здравое зерно. Но как только включается эгоизм, то есть, когда духовная практика ставится на эти рельсы духовного эгоизма, духовная практика» 01:06:15 «на рельсы эгоизма, когда не заменили программное обеспечение, вот тогда начинаются проблемы. То есть, тогда человек становится, даже не становится, он остается таким же эгоистом, как был, но только ему вот в эту мясорубку подбросили не мерзкие желания, мерзкие вещи, то есть, дайте того, чего хочу, а я хочу практики, дайте мне медитации, дайте мне спокойно практиковать, а все то же самое. То есть, программное обеспечение не заменили. Но постепенно это программное обеспечение будет меняться. И вот не будет проявляться вот это» 01:06:51 «движение сознания, вот эта реакция. Я просто по себе отслеживал, отслеживаю. Вот раньше было такое, ах, вы мне не даете заниматься практикой, я ненавижу этот мир. А сейчас ты исчезла. То есть, но при этом появились условия. Вот, понимаете, заслуги проявляются, появляются условия для практики, а вот эта реакция, отрицательная реакция на внешние мерзкие воздействия, она тоже спадает. И в итоге ничего не чувствуешь. То есть, ну да, вот, есть люди, да, что-то отвалилось, очень многое отвалилось,» 01:07:25
Упасака и упасика; закон инерции сознания и терпение [01:07:59]
«ну какие-то мерзкие дела, ну надо их делать, а как же. Ну мы же меряне, да, как мы выяснили, мы же меряне, мы же не монахи. Вот, значит, раз мы… Практикующие меряне. бикуни, а знаете, как они, упасака и упасика называются на Пале. Мирянин, мерянка, не помню, кто есть кто, может, Татьяна, если помните, на Пале. А упасака и упасика. Вот, значит, верующие меряне. То есть, но в любом случае» 01:07:59 «будут мерзкие дела, но сознание будет все более и более спокойным по мере накопления добродетелей и заслуг, по мере соблюдения заповедей, контроль, да, и по мере терпения и безразличия к проявлению собственных страданий. Опять-таки, это вопрос тренировки. Помните, на прошлом занятии. В сознании также существует, как и во внешнем мире, во Вселенной, в сознании также существует закон инерции. И если мы» 01:08:29 «тренируемся не реагировать, то в итоге сознание успокаивается. То есть, здесь мы уже вступаем вот в это поле осознанности и концентрации. То есть, заслуги, заповеди, в основной правильный взгляд, учения и вера. Вот давайте последовательность выстраиваем. Терпение. Терпение к любым внешним воздействиям. Не реагировать. Тренироваться таким образом, чтобы сознание не приходило в движение. И прилагать усилия к практике. А усилие это мы можем прилагать, понимая, то есть, тогда вот к вопросу о фанатизме, обо всем, и ваш вопрос, да, в том» 01:08:59
Терпение, сила воли и происхождение фанатизма из незнания учения [01:09:08]
«числе, чтобы усилия эти правильные, не фанатичные, дайте мне. Откуда берется фанатизм? Вот давайте задумаемся. Вот эти фанатичные такое сектанства, мне надо, вот вы не правы, вы все не правы, я один прав, мне надо. Это откуда? Это от незнания учения берется. То есть, если б человек действительно изучил оригинальные тексты, то у него бы не было фанатизма. У него был бы ясный, правильный, спокойный взгляд. А вот когда он нахватался, удовлетворяя свой эгоизм, ну, слушайте,» 01:09:32 «да, можно же желать денег, можно желать там другого человека, можно желать власти, а можно желать учения. А можно желать духовной практики, да, видите, какой я хороший, вы-то все, так, а я-то, смотрите, я вот буддизмом занимаюсь, индуизмом, смотрите, у меня вон там алтарь какой стоит красивый, видите, какой я крутой, ну, ведь, ведь так же, да, а учением и правильным взглядом здесь и не пахнет. Тогда возникает вот это сектанство, да, вы мне мешаете, как? Это ведь то же самое, вы мешаете моему там счастью, там, из-за вас я не могу нормально» 01:10:02 «работать, денег не могу получить, там, жить в свое удовольствие. Это эгоизм. Но этого бы не случилось, если бы у нас в основе, в основе вот такого человека было учение и правильный взгляд. Вот, да, почему я сегодня и завел вот этот подробный, подробный рассказ вот про последовательность. То есть, мы все прекрасно понимаем, что нужно изучать учения, что нужно делать добро, нужно накапливать заслуги, да-да-да, но вот есть последовательность. То есть, уберите что-то одно, как карточный домик все рассыпить. Понимаете, да? Вот это вот. Так, Даша, я ответил» 01:10:35
Шкала реакций: терпение, осознанность, любовь и сострадание [01:11:08]
«вам. Да, то есть, осознанность и концентрация даже когда вот мы сталкиваемся так взглядами, с другими, с другими мерами. Да, то есть, как минимум терпение и безразличие, как минимум, то есть, такой базовый, да, вот ниже уже не опускаемся, да. А в идеале осознанность, концентрация, а еще более идеальная осознанность, плюс любовь и сострадание. Вот такие вот, как бы, шкала. Понимаете? Хорошо. Да, спасибо.» 01:11:08
Рассказ Вари: опустошение кармы и расширение каналов [01:11:39]
«Так, Варя. Да, я как раз хотела поддержать Дария и сказать по поводу следующего этапа это терпение, да, и безразличие к собственным страданиям. Просто у меня была похожая ситуация, когда я начала именно практику уже истинную, но меня просто обрушилось все на свете вообще. Ну ты в СССР хорошо сказала, там, правда, не все это рассказала, но мудрый поймет, а иной обойдется и так. Как бы, не хочу никого» 01:11:39 «грузить подробностями, но действительно очень много и концентрированно проявлялась плохая карма. Вот, ну, естественно, меня поддерживал Вадим, как бы, он мне постоянно фиксировал сознанием в том, что терпение, терпение, терпение и безразличие, что это опустошение плохой кармы, как бы. А еще, вот, по мере фиксации памяти на учении, то есть для меня настолько стало вот безразличным проявление этой кармы, ну,» 01:12:11 «то есть, это даже не сказать, что вот, это как канала расширились, то, что воспринималось как страдание, оно реально вдруг перестало восприниматься как страдание. Ты понимаешь, что вот сейчас то же самое происходит, почему я так спокойно, почему я спокойно все решаю, мне даже не хочется никому жаловаться, я справляюсь. И я в том же и счастливом состоянии, в котором я бывала без этой ситуации. Ну, то есть, вот это именно осознание, что есть терпение, есть безразличие, что есть техническая практика, которая расширяет» 01:12:43
Одиночество духовного практикующего [01:13:16]
«канала постепенно и фиксация кэнсе, когда уже любое явление, внутреннее или внешнее, одинаково воспринимается за счет внутреннего вот этого спокойствия и широты канала. И вот хотела сказать насчет одиночества духовного практикующего. Я это тоже очень ощутила в один момент, когда ты понимаешь, что ты как будто один сидишь в этом мире, а все остальные вот, ну. А все остальные тебя» 01:13:16 «пальцем показывают? Ну, не показывают пальцем. У меня не было такого, чтобы кто-то со мной спорил, при том, что я на работе могла грузить своих коллег, просто возьмешь их по порядкам, а еще и клиентов подгруживать, там, дарить им очерки и как бы проводить с удовольствием рабочее время в таком режиме. Но по крайней мере, как бы я все равно ощущала вот этот момент, что тебя никто не понимает. Ты говоришь, как будто бы все воспринимают тебя как» 01:13:47 «идиота. Ну, это все понятно, но вот мне там надо там на поседание сходить, а у меня там что-то денег не хватает, и вот ты как будто постоянно головой по стену бьешься, и это все безрезультатно получается. Но в какой-то момент, вот это все-таки учение и заслуги, они меняют сознание и внешнюю реальность. И вот этот пласт, он просто спадает. И ты понимаешь, что ты уже общаешься только со своими друзьями под Хармией, и об учении как бы, и кроме» 01:14:17
Комментарий Ивана о добродетелях любви и терпения [01:14:52]
«этого уже ничего не остается. На этом комментарий окончен. Да, да, все верно. Ну, хорошо, давайте все-таки… А, Иван, да, у вас давно рука, то появляетесь, то исчезаете. Давайте, слушаю. Да, я хотел просто прокомментировать вопрос Зори, замечательный отрывок Ирины, вот, по-другому, у нас в группе про добродетели любви, добродетели терпения. Если мы тренируемся правильным взглядом, таким образом,» 01:14:52
Сборка последовательности: усилие, терпение, сила воли, осознанность [01:15:22]
«что добродетели любви и добродетели терпения разделять и правильно их воспринимать, то тогда все вопросы отпадут на счет того, что как воспринимать внешние миры, так и воспринимать людей и ситуации. На тебе коротко. Да, да, все верно. Ну, хорошо, значит, благодаря усилиям сознание начинает концентрироваться, так ведь? Сила воли появляется благодаря терпению, то есть, еще разок, вера направляет сознание воли в одном направлении, да, доверие к источнику,» 01:15:22 «к источнику истинного знания, который избавит от страданий, так? Вера, изучение учения, но изучение учения – это неразбросанность, нераспущенность, скромность, многократное повторение, фиксация памяти, тогда это изучение учения, да, правильное изучение учения. Дальше правильный взгляд. Основа. Если его нет, то никакие заслуги и добродетели по сути невозможны. То есть, они превращаются в такой пшик – миг счастья, жизнь муках. Значит, учение, правильный» 01:15:57 «взгляд. На основе правильного взгляда начинается вот этот контроль, только не сектанский и фанатичный, а естественный и осознанный контроль, основанный на понимании. Вот это важно. На понимании учения. Контроль действия тела, речи и мысли. Что значит этот контроль? Добродетели, заслуги, заповеди. Еще отдаление от желаний. Ну, понятно, если… Хотя это имеет отношение к заповедям, у нас была подробная лекция на этот счет. Действительно, мы отдаляемся от многих вещей, но это естественное отдаление, основанное на понимании, а не на эгоистичном» 01:16:27 «фанатизме. Вот так скажем. И дальше. Мы продолжаем прилагать усилия к практике. Разумеется, практика проясняет сознание. Разумеется, выходят наружу данные. То есть практика, в результате которой не проявляется подсознание, не проявляются прошлые данные, это неправильная практика. Бывают люди годами, десятилетиями практикуют, ничего не меняется. Вот они как были, так остаются. Вообще ничего не изменилось. Это какая-то очень странная практика. Настоящая практика всегда выводит наружу те данные, которые скрыты.» 01:16:58 «Понятно, что у нас есть правильный взгляд на эти вышедшие данные, и у нас есть заслуги для того, чтобы несколько нивелировать, компенсировать вот это состояние страдания, которое возникает, когда проявляются прошлые данные плохой кармы. Так. Тогда терпение. Я понимаю, что не существует вечнедлящихся страданий или удовольствий. Я это понимаю. И я просто продолжаю прилагать усилия, а возникающие трудности и страдания преодолеваю за счет терпения. Тогда появляются силы воли, и вот здесь возникает вот эта простейшая медитация,» 01:17:30 «сознание. В повседневной жизни она возникает. У нас большая часть это повседневная жизнь. Мы не можем медитировать по 24 часа в сутки. Вот здесь впервые появляется осознанность повседневной жизни. То есть я умею до некоторой степени контролировать свое сознание. Оно не бросается. Есть сила воли, сила воли – работа сознания, направленная на продолжение концентрации. Сила воли появляется благодаря терпению. И в итоге, благодаря всему этому, благодаря усилиям терпению, силе воли, сознание начинает концентрироваться. Сначала это повседневная жизнь. Это осознанность» 01:18:03 «повседневной жизни. И еще один момент. Он у нас промелькнул. Мы разобрали процесс. Вера, учение, правильный взгляд, добро, заслуги, заповеди, терпение, упорные усилия – они в связке. Сначала идет просто упорное усилие. То есть я прилагаю естественные усилия, основанные на понимании учения. Прилагаю. Проявляются данные прошлого опыта или прошлая плохая карма, как угодно называете. Я терплю. С безразличием отношусь. Тренируется сила воли. Когда» 01:18:35 «возникла гигантская сила воли, тогда я смогу прилагать настоящие полноценные усилия. То есть, ну скажем так, усилия, терпение, упорное усилие. Или совершенство упорного усилия. Понимаете, да? То есть они идут в связке. Так, это ментальные практики. Основные ментальные практики. И если этого нет, ну согласитесь, концентрация будет невозможна. Это будет захваченность, да? Я буду хотеть удовлетворить себя. Вот и вся моя концентрация будет. И еще один момент. Давайте вот напоследок о нем подумаем. О нем уже» 01:19:08
Недостающее звено: техническая практика и подъём энергии [01:19:40]
«говорилось. Так, кто-то это хорошо подметил, что это необходимый момент в практике, для практики концентрации. Ну давайте вспомним, что мы о чем не поговорили. О какой практике? Без которой также не будет концентрации. Он был в ответах. Кто-то вот уже говорил, так, Варя. Я думаю, это техническая практика. Совершенно верно. Которая расширяет каналы и помогает нам вырваться» 01:19:40 «из нижних чакров. Потому что в нижних чакрах концентрация невозможна. Концентрация начинается только с уровня ассурок. Да, и то такое подобие концентрации, хотя бы начинаешь понимать о чем идет речь. Да, да, да. И очень часто, особенно вот бывает так, знаете, ну подражают древним учением. То есть, о, две тысячи пятьсот лет назад, вот там, где-то в Индии. Но две тысячи пятьсот лет назад и в Индии. Другие люди, другое время, все другое. У меня сейчас это так не получится. То есть, то чем они там занимались» 01:20:14
Древние учения и необходимость технической практики сегодня [01:20:46]
«- это истина. Но будет ли она сейчас так же работать? Работать-то она будет, она истина. Но будет ли она так же работать? Она меня приведет к чему-то или нет? То есть, сейчас воздействие совершенно страшное по сравнению с эпохой две тысячи пятьсот летней давности. Так ведь? И вот здесь нужна техническая практика. Собственно, это было везде. Просто из-за невнимательности, из-за эгоизма, да, из-за отсутствия понимания, из-за отсутствия духовного опыта. А что-то» 01:20:46
Два параметра: сознание и энергия, их соединение в концентрации [01:21:17]
«было упущено в современных и в таком искаженном виде это пришло сейчас. Это есть в йоге, это есть в буддизме, это великолепно показано в даосизме. Нам нужны два параметра. Сознание, вот до сих пор мы говорили о сознании, да? Сознание. Это все имеет отношение к сознанию. И энергия. И вот когда они соединяются, тогда впервые получается концентрация. Тогда мы входим в практику концентрации. Ну а дальше мы испытываем то, о чем мы говорили на предыдущих семинарах. То» 01:21:17 «есть, поверьте, с забитыми каналами вы не сможете сосредоточиться. То есть, вы пришли с работы или после каких-то общений, какой-то мирской деятельности, она не плохая, не хорошая, она необходима. Если она естественна, то это нормально, вы получаете правильный опыт. Сделайте цигун, сделайте ходьбу, выполните какую-то техническую практику. Поднимите энергию, пробейте засоры. Вы увидите, что ваше сознание проясняется. При этом, опять-таки, важна нераспущенность и скромность, кстати. То есть, вы просто делаете,» 01:21:48 «вы ничего не хотите, вы не ждете. Вы просто делаете, делаете, делаете. В какой-то момент, естественно, постепенно спокойно. Вдруг, вы понимаете, о, концентрация, о, свет появился, свет включили, свет дали, да, как бы выключили, свет дали, и вдруг сознание проясняется, успокаивается и боль уходит. Все, дышу, живу, могу практиковать дальше. Вот так будет происходить. То есть, необходима правильная техническая практика. Но о ней тоже многократно» 01:22:19 «подробно мы говорили ранее. И вот, когда мы соединяем эти две вещи, вот тогда очень хороша будет ана-панасати и чатра-саттепатхана, и медитация мира форм, и мантра и так далее. А если просто дайте мантру, дайте мантру, чтобы вот мне повкуснее было, хочу сосредоточиться, не будет работать. Нет такой мантры. Не будет это работать. И ана-панасати не будет работать. И никакие семинары випассаны работать не будут. Если в основе нет веры, правильного» 01:22:51
Без основ ни випассана, ни анапанасати не работают [01:23:23]
«изучения учения, правильного взгляда, добра, заслуг, заповедей, терпения, упорного усилия, осознанности повседневной жизни и серьезной технической практики для отчечения каналов, не будет работать, ни випассана, ни анапанасати ничего не будет работать. Просто поверьте. Либо ничего не будет, либо будет отъезд в нижнеастральный мир. Разбили лобовое стекло, вся грязь полетела в салон. Вот все, что будет. Об этом подробно говорилось в предыдущей лекции. Так, дорогие друзья, ну как у вас с силами? Полтора часа мы с вами проговорили. Давайте вот это, то, о чем» 01:23:23
Итог: последовательность будет в конспекте, источник во 2 томе гл.1 [01:23:56]
«мы сейчас проговорили, вот эта последовательность, она будет в конспекте, я ее внесу в конспект, будет тогда полное у нас собрание сочинений про концентрацию. Значит, вот по этим практикам, по этому процессу, по этой последовательности у вас есть вопросы? Все это описано. Это не эксклюзивные. У нас сегодня все это описано. Вот эта последовательность конкретно описана во втором томе в первой главе. Но вот сегодня мы ее еще раз прошли. Скажите, есть по ней какие-то вопросы, замечания, предложения,» 01:23:56
Комментарий: концентрация как плод всех практик, а не упражнение [01:24:29]
«может быть, что-то мы упустили? Ну, у меня нет вопросов замечаний, но я хотела подчеркнуть еще такой момент, который ты уже озвучивал, что само состояние непосредственное, концентрация, оно возникает именно как плод вот всех этих практик. Да. То есть оно не является какой-то практикой. То есть это просто плод общей правильной практики. Да. То есть это не результат какого-то упражнения. Типа сколько нужно делать анапанасати, чтобы стать просветленным? Нисколько не станешь. Сколько нужно» 01:24:29 «часов делать там какую-нибудь там шуршасуну? На ушах постоять сколько нужно, чтобы стать просветленным? Нисколько не станешь. Если нет основ, не сработает. Как вот помните, много примеров приводили с домами, с компьютерами, то есть компьютеры, он только тогда компьютер, когда все компоненты собраны правильно, все подключено, драйвера установлены, есть электропитание, тогда это называется компьютер. Тогда это работает. Если сейчас я вытащу какую-нибудь временную память, например, оперативку, у меня все погаснет. Просто перестанет работать. То есть без какого-то компонента» 01:25:03
Аналогия с компьютером: работает только при всех компонентах [01:25:35]
«это не будет называться компьютером. Он не будет выполнять свои функции. Вот поймите это правильно. Хорошо. Так. Значит, ну, я думаю, что вот сейчас-то более-менее у нас общая схема по концентрации должна была сложиться. Теперь по поводу ошибок в концентрации, вот такие вопросы по концентрации. Вот там Сергей что-то хотел, я помню, особо про это поговорить, про ошибки, про какие-то неправильные подходы. Но вот сегодня мы вроде бы оградили друг друга от неправильных подходов концентрации,» 01:25:35
Переход к ошибкам в концентрации [01:26:09]
«от неправильного понимания. Какие-то есть по этой теме, есть еще какие-то вопросы про ошибки в концентрации, неудачный может быть опыт, может быть удачный, может быть что-то. Так, Даша, давайте. Я не знаю, является ли это ошибкой, но спрошу, когда начинает мешать дыхание в концентрации? Мешать дыхание? Это очень хорошо. Ну, или просто становится очень таким грубым по отношению к самому процессу медитации концентрации, или оно прям» 01:26:09
Вопрос Даши: когда дыхание начинает мешать в концентрации [01:26:42]
«реально мешает, что не хватает воздуха, я не знаю. А это дхьяновое состояние, к нему надо привыкнуть. То есть дыхание действительно начинает мешать. То есть все объекты, ну мы же используем объекты, объекты не являются целью, что вот я сейчас сосредоточусь на таком-то объекте и это цель. Объекты – это такие условия, средства, не цель, а средства. А сознание останавливается и последнее, что само работает и нам как-то мешает, это дыхание. На определенном этапе оно начинает мешать. Вы просто продолжаете» 01:26:42 «и постепенно оно остановится. А это не с помощью пранаямы как-то оно тренируется дыханием? Нет, оно тренируется пранаямами, безусловно, но это скорее имеет отношение к очищению каналов и допинглой и сушумной и концентрации на дыхании, а в итоге в медитации дыхание останавливается. Вот оно просто останавливается и все. И когда не хватает воздуха, это тоже остановка дыхания? Да, может быть ощущение, что сначала с непривычки» 01:27:15
Тренировка дыхания пранаямой и его остановка в медитации [01:27:48]
«все будет каким-то не таким. То ли воздуха не хватает, то ли что-то не так, то ли свет очень яркий, то ли переход очень резкий. Входишь в подсознание и бац, как по голове дали, резкий переход с непривычки. Конечно, если есть какие-то однозначно неблагие моменты в медитации, ощущения, воздуха не хватает, что-то сдавило, так все, выходим, спокойно выходим, в шавасану ложимся,» 01:27:48 «спокойно дышим животом, что-то сегодня не получилось, что-то может быть энергия резко поднялась, был какой-то энергетический перепад, может быть еще что-то. Здесь выходим, аккуратно, спокойно. Но когда просто с непривычки новое ощущение, необычное ощущение, тогда да, будет казаться, что не хватает воздуха, что-то не то. Просто продолжаем. Спасибо. Так, еще какие мысли по поводу неудачных опытов концентрации или по поводу ошибок или каких-таки? Сережа,» 01:28:19
Реплика Сергея: все ошибки это нарушение последовательности [01:28:53]
«ты что-то хотел сказать, я помню, ты говорил. Я много чего хотел сказать, но сейчас уже ничего не хочу сказать. Ничего не хочешь сказать? Потому что предыдущие наши полтора часа, они требуют осмысления и все, о чем мы раньше говорили. Поэтому те вопросы, скажем так, ошибки, которые я думал месяц назад, они уже не столь актуальны для меня. Это все мелочи и, по сути, это нарушение вот этой последовательности.» 01:28:53 «Все ошибки, которые могут быть, в принципе, это и есть нарушение вот этой последовательности, которую сегодня разобрали. Все, я понял. И, кстати, я этому очень рад, потому что я сегодня хотел вам показать, что если что-то одно вырвать на основе эгоизма, вот такое понравившееся, вкусное, но это как, знаете, дети с тортов там сдирают крем или какое-то украшение, вот вкусняшку, то это не будет концентрация,» 01:29:23
Комплексность практики и бесконечность изучения теории [01:29:55]
«это не будет практикой. Еще раз, это должно быть в комплексе. А чтобы увидеть этот комплекс, сначала есть теория, правильное изучение учения. Вот, поверьте, я снова и снова бывает, пересчитываю сутры, лекции учителей, я снова и снова что-то анализирую, обдумываю, и вдруг я прихожу к какому-то более точному пониманию по прошествии уже многих-многих лет практики. Понимаете? То есть, это процесс бесконечный. Это не так, что я отучился там, закончил курсы, все, я теперь все» 01:29:55 «знаю, это глупость. Это, может быть, в каком-то местечковом мирском деле, может быть, вы что-то и то, если вы освоили какую-то профессию дизайнера или какого-нибудь инструктора по каким-то делам, то вы все равно совершенствуете, шлифуете свою профессию, правильно? Что-то изучаете новое всегда. Если вы считаете себя специалистом, если вы не шарлатан и просто ради денег что-то говорите, чтобы вам платили, а именно, если вы специалист, если вы» 01:30:27 «искренне, опять-таки вот здесь проскакивает вот эта искренность, и когда вы искренне что-то делаете, то тогда вы будете все равно совершенствовать свою науку, вы будете изучать. То есть, для того, чтобы увидеть вот этот объем, эту последовательность, нужна теория, ее нужно постоянно изучать, анализировать и практиковать, и убеждаться на опыте, подтверждать теорию своим опытом. Вот это очень важно. Кстати, мы упустили один момент. Вот почему-то, я помню, Пьюсти обычно» 01:30:57
Намерение атмана как правильное мышление из изучения учения [01:31:27]
«любит про это говорить. Очень важный момент - намерение атмана. Вот она вначале сказала, и дальше мы что-то к этому не вернулись. Правильное мышление. Вот есть правильный взгляд, и тогда будет намерение. То есть, почему я совершаю правильные действия? Почему я накапливаю заслуги, соблюдаю заповеди, прилагаю усилия, терплю отмывание плохой кармы, занимаюсь технической практикой? Потому что пробуждается намерение атмана. Точнее говоря, оно не то чтобы сразу пробуждается. Из учения учения, из правильного» 01:31:27 «взгляда возникает вот это правильное мышление. По другому можно сказать намерение. Намерение достичь просветления освобождения. И сразу вот очень частый вопрос, что в чем разница между желанием освобождения и обычными мирскими желаниями? Желание освобождения, намерение реализовать свое подлинное изначальное состояние, не основывается на мирском опыте. Оно не основано на прошлом опыте. Оно основано на знании истинной дхармы. То есть подтекст. Подтекст истинной дхармы - это намерение. Подтекст - это побуждение что-то делать. Так ведь в» 01:32:00 «тексте в любом. Соответственно, если мы изучаем истинный закон, истинную дхарму, тогда возникает вот мы считываем этот подтекст и возникает намерение. Ага, я должен достичь просветления освобождения. И вот это намерение равно намерению атмана. Подлинному нашему, не какому-то абстрактному атману. Какой-то сущности, где-то витающей нашему намерению. Настоящему. Это то, чего мы хотели. Ведь многие отмечают, когда вы встретились с истинным законом, начали практику,» 01:32:31 «вы вдруг осознали - это то, что я искал, это то, что я хотел. То есть совпало намерение как подтекст и намерение, ваше подлинное намерение, намерение атмана. И вот оно абсолютно искреннее, естественное. И тогда возможно накапливать заслуги, добродетели, совершать пожертвования, соблюдать заповеди, практиковать терпение, упорные усилия. Вот тогда, когда есть это намерение, если его не будет, то помните, я говорил, что духовная практика - это» 01:33:02
Духовная практика как право, а не обязанность [01:33:35]
«наше право. Это не обязанность. Это не обязательство. Это право. У нас есть возможность. Понимаете? То есть когда есть правильный взгляд, когда есть правильное намерение, тогда это становится правом, возможностью. Я действительно искренне практикую, а не из-под палки себя заставляю, и в итоге получается просто насилие. И человек говорит, да ну нафиг, я чем-то занимался, потом я бросил, так у них зажато, а вот жизнь зовет. Это не хватает изучения» 01:33:35
Финальная сборка всей последовательности практик [01:34:06]
«учения, это не хватает правильного взгляда, это нет намерения, это порушилась эта конструкция. Или не с того конца зашли, не с того конца начали строить. Зачем-то начали строить первый этаж, не построив фундамента, не воздвигнув надежный фундамент. Так что вера, изучение учения. Изучение учения, не разбросанность, не распущенность, скромность, многократная фиксация. Правильный взгляд, правильное мышление, правильное намерение. И тогда правильные действия, тело, речи, мысли, заслуги, заповеди, терпение, упорные усилия и дальше как проявление осознанность повседневной» 01:34:06 «жизни. И параллельно техническая практика. И тогда все вместе это когда сочетаются, когда сливаются эти два потока сознания и энергии, тогда мы приходим к правильной медитации. Вершина это медитация. И тогда мы приходим к правильной медитации. И о чем мы говорили ранее. Будет концентрация, будет саматха, будет випассана, будет первое просветление. Дальше будет дьяна, самадхи и освобождение. Ну вот пожалуй все. Так, значит не увидел кто был первый. Ирина, по-моему, у вас была рука первая.» 01:34:38
Рассказ Ирины: жар, свет и провалы после летящего дракона [01:35:09]
«Да. Ну вот относительно вопрос концентрации. Просто Владимир вам уже рассказывал свою историю. Ну может быть это кому-то будет полезно услышать как опыт, чтобы правильно так сказать из этого потом выйти. Ну вот когда я выполняла хатку, да, и потом увидев фотографии Вадима после летящих дракона, я решила тоже дай-ка я после хатки делаю эту позу статическую. И когда я села прочитать» 01:35:09 «мантру после этого, через 5 минут у меня такой пошел ужар. Я вся взмогла. По мне просто пот или сутек. Я была вся сырая. То есть я была доменной печью буквально. Полчаса я мантру прочитала, тело потом остыло. Вот я выполнила чандали. А после мантры я сделала еще трайбандху, выполнила чандали. И вот такой вот интересный опыт.» 01:35:48 «То есть у меня пошел свет. И я целый час, я даже не заметила как этот час прошел. Я целый час то в свет, то никуда. То в свет, то никуда. И я чувствую, что все не получается у меня концентрация. Я даже вообще не поняла, что происходит. То есть с одной стороны я вижу этот свет, и через какое-то время я куда-то вылетаю, выпадаю. Вот. Ну вот Вадим сказал, что это... Ну пусть Вадим прокомментировать» 01:36:19
Подъём энергии надо продолжать; пробуждение кундалини как процесс [01:36:52]
«что это такое было. Ну то есть я сейчас вот в таком состоянии проконцентрировалась. В итоге я решила, что у меня не получаются концентрации, и я лучше. Ну что, подъем энергии здесь необходимо продолжать. Необходимо продолжать. То есть произошел подъем энергии, и насколько я помню, я вам там сказал, что это такой» 01:36:52 «процесс, да. То есть не бывает такого, что один раз пробудилась в кундалини, и все, теперь вот это всегда пробужденное. То есть вы усилили энергию. Перешли в какие-то более глубокие каналы. И вот это испытали. И перешли на более такое глубокое туммо, на внутренний жар. Вот. Пожалуй вот так. То есть всегда необходимо продолжать вот эту практику, потому что ну вот в следующий раз, я надеюсь, мы поговорим о процессе освобождения, наконец-то. О ступенях радости, удовольствия, о тумо, обо всем, да. И вот там вы увидите,» 01:37:22
Резкий подъём энергии и привыкание к новой скорости (туммо) [01:37:55]
«что это такой пролонгированный, пролонгированный такой большой процесс. Вот. Поэтому вот. У меня получилось так, что я всегда, когда там выполнила эту техническую практику, то есть там хатку, да, там манду начинаю читать, у меня идет жар, но я как-то мягко вхожу, а здесь было что-то вообще невероятное, и вы мне там сказали, что резко поднялась энергия, а сознание за ней не успевало.» 01:37:55 «Поэтому меня вот так кидал то в свет, то в никуда, то в свет, то в никуда. Вдруг кому-то это будет интересно, вдруг у кого-то такая ситуация. Оказывается, надо было продолжать. Да, да. Здесь вопрос, что, вопрос в том, чтобы привыкнуть к этой скорости, привыкнуть к новому ощущению. То есть стойко летящий дракон очень мощная, соответственно она у вас резко подняла энергию, вы перешли на новый уровень, как я и сказал, испытали более глубокое туммо, и сознание уходит вверх вместе с энергией.» 01:38:29 «И с непривычки от скорости, ну, писать, вот вы там в спорткаре, да, вот вы так на обычный, на автобусе ездите, а здесь вас в Бугате-Верон посадили и там, значит, триста километров в час. Ну, конечно, вы можете потерять сознание с непривычки от такой скорости, вот так же и здесь. Поэтому просто вы продолжаете, ну, опять-таки, должен быть правильный взгляд. Кстати, вот когда сознание проясняется за счет заслуг, начинает лучше работать интуиция. Вы начинаете как-то интуитивно, точнее видеть, что вот здесь» 01:39:02
Прояснение интуиции за счёт заслуг; механическая практика [01:39:32]
«хорошо, здесь может быть тяжело, трудно, но здесь нет никакой опасности, здесь надо просто постараться приложить усилия, и сегодняшняя практика будет таким большим шагом к чему-то. Или, наоборот, вы понимаете, что вы мучаете тело, мучаете сознание, не получается хорошо, аккуратно потихоньку сегодня заканчиваем, завтра продолжим. То есть вы начинаете это видеть и понимать. Вот это важно. То есть это не просто какие-то вот, знаете, механические. Я очень часто вижу, ну, каких-то людей, которые практикуют» 01:39:32
Призыв провести инвентаризацию своей практики [01:40:03]
«механически. Вот такие вот скиборги. Вот механика, что вот надо сделать, а может тебе не надо сегодня это делать. Откуда ты знаешь? Вот что значит надо? То есть вот когда человек чувствует, вот это моя система практики. Да, набор техник, которые действительно для меня хорошо работают. Поэтому делайте, я вас всех призываю, особенно новых участников, проводите инвентаризацию своей практики. Цигун, кинхин, пранаяма, мантры, медитации» 01:40:03 «мира форм, мира без форм, что есть, чего нет, что понятно, что непонятно, что идет, что не идет. Выстраивайте. Вот те люди, которые хорошо продвигаются в своей практике, они очень хорошо выстраивают эту самую практику. Вот это такая отличительная особенность. То есть мы долго с ними говорили по скайпу, говорили, созванивались, выстраивали и в итоге поймали, вот она, моя практика, я делаю, мне замечательно. Поэтому проводите инвентаризацию. Да, хорошо?» 01:40:34
Вопрос Вари: связь намерения атмана с изучением учения и кэнсё [01:41:08]
«Вот, вот это. Так, Варя, чего хотела сказать? А я хотела про намерение Атмана. Просто ты сказала, что намерение Атмана, оно связано с изучением учения? Ну не оно связано, просто наше намерение достичь просветления и освобождения вытекает из правильного изучения учения. И это намерение равно намерению Атмана. Вот такая же формула. Просто я как-то по опыту зафиксировала, что, ну для меня, и это как-то работает, что намерение» 01:41:08 «Атмана как раз связано с кинсев больше, чем с чем-либо другом. Это пробуждение Атмана? Конечно, конечно. То есть ты впервые понимаешь, что ничто не обладает своей самостоящей природой, ничто не является тобой. Ты впервые понимаешь, что значит есть и нет одновременно. Не все ушли, а все осталось. И ничто не оказывает влияния. И тогда действительно... То есть я это понимаю, как отсутствие эгоизма. То есть ты можешь, либо свое желание равно мирское намерение удовлетворять, либо если у тебя сознание» 01:41:39 «остановлено, то ты тогда идешь в противоположном направлении и это равно намерению Атмана. Да, всегда пребывать в состоянии свободы, счастья и радости и передать это состояние другим. Все верно. Но первоначально мы же не можем понять, вот все пусто. Что значит все пусто? Ничто не обладает своей самостоящей природой. Не понятно. А вот когда изучаешь учение, становится более-менее понятно, и понятно для чего нужна практика. И я действительно хочу заниматься практикой,» 01:42:10
Пустота, отсутствие самостоящей природы и пробуждение атмана [01:42:41]
«я понимаю, что это необходимо. Не просто давай-давай-давай семинар, да, нагнать 100 человек в душный зал и там заставлять их практиковать, чтобы все с ума сошли. Не такая практика, когда человек сам он понимает, потому что он понимает. Ну, нет, я тоже согласна с тобой, что изучение-учение равно намерению Атмана, потому что это же как слова об истине, да, с одной стороны, о том, о чем нельзя выразить,» 01:42:41 «но они как бы указывают на это состояние, поэтому можно сказать, что правильное мышление равно намерению Атмана. Ну, не то, чтобы оно равно, ну оно да, но равно именно не само намерение, а равно намерению, эквивалентно, да, да. То есть я вдруг понимаю, что цель это достичь, реализовать просветление и освобождение, и да, это то же самое, чего на самом деле я хочу Атману. Просто очень ярко видно, когда человек имеет мирской вектор, да, и при этом он» 01:43:14 «кучу там многоменствовал себе фиксированных идей на основе каких-то учений. Вот недавно у меня было общение с человеком, он говорит, ну можно же себе выбрать учителя, и перечисляют учителей, и в один ряд ставят таких учителей, и ты думаешь, ты из этого вот списка как бы выбираешь. То есть, ну как, не сильно как в магазине, могу себе там выбрать учителя. А вот по опыту знаешь, когда ты встречаешься с истинным учением, то это никакой там» 01:43:46
Естественность встречи с истинным учением; нет выбора учителя [01:44:16]
«не выбор, все, у тебя выбора больше нет, то есть ты просто перейдешься с истиной, и все. Да, здесь есть элемент вот этой естественности. То есть, вот это вот такое внутреннее осознание, ощущение, оно нарабатывается, вырабатывается постепенно по мере продолжения практики. Безусловно. Хорошо, ну что же, есть еще какие мысли, вопросы. Мы разобрались с концентрацией, то есть у нас теперь будет три части концентрации, прям их добавим в раздел о концентрации,» 01:44:16
Завершение: конспект трёх частей о концентрации [01:44:52]
«значит на канале, на ютубе будет конспект, я туда вобью все разобранные сегодня виды практики, которые способствуют концентрации, и надеюсь это продвинет нашу практику.» 01:44:52
Заметки к транскрипту
[00:12:17]— «Хи, Найяна» — неоднозначное распознавание.[00:27:03]— «сниондровых» — неоднозначное распознавание.[00:36:42]— «про якши я рассказывал, про практику якши» — неоднозначное распознавание.[00:42:35]— «в мирнейших духов» — неоднозначное распознавание.[00:50:41]— «прошлая карма, видимо, проземлялась» — неоднозначное распознавание.[01:20:14]— «вырваться из нижних чакров» — неоднозначное распознавание.[01:20:14]— «начинается только с уровня ассурок» — неоднозначное распознавание.[01:25:03]— «там какую-нибудь там шуршасуну» — неоднозначное распознавание.[01:27:48]— «очищению каналов и допинглой и сушумной» — неоднозначное распознавание.[01:35:09]— «когда я выполняла хатку» — неоднозначное распознавание.[01:35:48]— «трайбандху, выполнила чандали» — неоднозначное распознавание.