Тема
№233. Беседы о духовной практике. Часть 2: Практика
Конспект следует порядку речи. Текст — дословно из транскрипта (термины приведены к каноническим формам глоссарием). Структуру разметил LLM, цитаты вставлены механически без перефразирования. Неоднозначные места whisper помечены
[~...?]и собраны в конце.
Часть 2. Вопросы и ответы
Как часто практиковать для прогресса; шесть часов в день [00:00:00]
«Хорошо, перейдем к следующему вопросу. А как часто нужно практиковать, чтобы был какой-то минимальный прогресс? Вот в книге, я помню, есть такая цифра, шесть часов, чтобы удержать существующий уровень. Ну, конечно, для большинства, наверное, это просто нереально. Да, это нереально, но и тут есть обратный момент, что даже если неподготовленный человек захочет практиковать шесть часов, у него не получится.» 00:00:00
Часть 1. Лекция
Базовый минимум: не ложиться спать в грязном состоянии [00:00:32]
«Либо он все сломает психику. Поэтому там говорилось в контексте упорного усилия, в контексте того, чтобы как минимум не падать, а как максимум очень серьезно продвигаться к просветлению освобождения. И действительно шесть часов ежедневно это. А это имеет в виду весь комплекс технической практики или конкретная медитация? Весь комплекс, но, значит, если мы говорим о базовом уровне, то вот этот такой, как модно говорить, лайфхак, у нас он в группе, значит, в сообществе.» 00:00:32 «Еще есть такое модное слово "базовый минимум". Базовый минимум, но именно такой, это в данном случае лайфхак, что никогда не ложитесь спать в грязном состоянии. То есть если у вас встал вопрос, когда практиковать утро-вечер, выбирайте вечер, перед сном. То есть никогда не ложитесь спать в грязном состоянии. То есть, да, на начальном уровне, или обычные люди, которые не ведут никакой духовной практики, так вот, эти люди, они не чувствуют вибраций других.» 00:01:07
Все живое излучает вибрации; обоюдное энергетическое воздействие [00:01:39]
«То есть им кажется, что это все выдумка, мистика, просто какие-то. Людям нечего делать. Они себе придумали энергию кундалини и вот что-то там связанное с ней. Но в действительности все живое излучает вибрации, опять-таки физика. И все есть обоюдное воздействие. То есть не бывает, чтобы воздействие, вот твое действие прошло бесследно. Вот просто ты что-то сделал, вот мы сейчас поговорили, и никаких не было взаимодействий.» 00:01:39 «То есть ты обращаешь свое внимание на меня, значит я обращаю свое внимание на тебя. Значит происходит энергетический обмен. Хотим мы того или не хотим, здесь нет никакой экстрасенсорики, магии. Ну автоматизма. То есть происходит, это просто физика. Так, кстати, возникает чтение чужих мыслей. То есть если открывается анахата чакры, то все получают благословение истинного «я». То есть ты даешь свет другим. Но и ты в равной пропорции получаешь такие же воздействия.» 00:02:09
Невидимое воздействие как радиация; накопление вибраций [00:02:42]
«То есть так появляется чтение чужих мыслей, которые связаны с анахатой чакрой. Так вот, все есть обоюдное воздействие физика. И даже если вы этого не чувствуете, как радиацию. Одно дело, загрязненный воздух или какое-то сильное физическое воздействие, это мы чувствуем, что здесь опасно, какой-то запах, гарь, например, или углекислый газ или что-то, это мы чувствуем. Радиацию мы не видим и не чувствуем.» 00:02:42 «Но это же не значит, что она не влияет. И влиять-то она, кстати, может быть, будет даже сильнее. Если надышался газами, потом можно прийти в себя. Вот радиация уже откладывается в тканях и приводит к ужасным последствиям. Вот то же самое, вот это обмен вибрациями. То есть только сразу я не говорю о том, что нужно шарахаться от людей, как-то избегать. Вы выполняете ту работу, которую считаете нужной в данный момент времени.» 00:03:12
Практика не бегство; потеря энергии в повседневности [00:03:46]
«Вы контактируете с теми людьми, с которыми необходимо контактировать или вы хотите контактировать. Здесь все окей, не надо ни от кого только бегать. Духовная практика это никогда не бегство. Но после рабочего дня, когда большой энергообмен с другими людьми. Или когда вы просто теряете энергию. То есть мы теряем энергию всегда. Здесь не идет о каких-то нарушениях заповедей, о каком-то гидонизме. Вот просто говоря, мы теряем энергию, идя по улице или выполняя физическую работу.» 00:03:46 «То есть энергия, это не что-то фиксируемое, это не бетон. Залили и он стоит, и то он подвержен каким-то колебаниям. Морозное пучение вытаскивает ленточный фундамент из земли, если неправильно заложили. То есть даже бетон подвержен изменению, даже в нем происходят процессы. Но энергия это намного более гибкая субстанция, чем бетон. То есть мы что-то тратим, что-то получаем с пищей, что-то получаем из воздуха. Что-то генерируется нашим сознанием ежемоментным, мы думаем.» 00:04:21
Обнуление энергии перед сном; загрязненный мир и три скверных мира [00:04:53]
«Возникают желания и нежелания появляется та или иная энергия. И вот это все вместе очень важно обнулять перед сном. Потому что, опять-таки, мы живем в загрязненном мире. Бежать от него бессмысленно, его нужно понимать и превосходить за счет правильной духовной практики. Но вибрации, информация, энергия, вот то, что прилипло за день, это низкого порядка. В самом лучшем случае это мир людей. В самом лучшем случае. Но это большая редкость, чтобы только мир людей был.» 00:04:53
Загрязнения уходят в астральный мир: кошмары, панические атаки, депрессия [00:05:26]
«В основном это три скверных мира, к сожалению. И если мы не очищаемся перед сном, не опустошаем это, то это все мы тащим в астральный мир, в свой внутренний мир. И начинаются кошмары, потом со временем начинаются панические атаки, сонные параличи, страхи или депрессия. Вот все, говорят, вот вроде бывает же как. У человека прекрасные внешние условия жизни. Он живет в хорошем доме, у него там семья, дети, все его любят, все у него хорошо, вот на первый взгляд.» 00:05:26
Причина страданий внутри; сверхподсознание как источник желаний [00:06:00]
«А у него депрессия. Это внутренний мир. Не ищите вы причин во внешних вещах. Не существует никаких воздействий, вот пустых воздействий, что само на вас что-то сейчас будет действовать. Вы с чем-то взаимодействуете всегда. То есть причина страданий - наше желание. А желание, вот эти действия, формируются не в поверхностном сознании и даже не в подсознании, в сверхподсознании. То есть сверхподсознание дает первую волну, потом она различается в подсознании и приходит уже сюда, уже в виде конкретных действий, то есть чего я хочу.» 00:06:00
Аналогия с грязной обувью; необходимость очищения перед сном [00:06:33]
«И если мы забиваем, вот знаете как, в грязной обуви ходить по квартире, вот примерно такое. Вы пришли домой, что вы делаете? Вы снимаете верхнюю одежду, вы снимаете грязную обувь. Вы идете мыть руки и перед сном вы принимаете душ, чистите зубы. Теперь представьте, что будет, если вы перестанете это делать? Что у вас будет в доме, что у вас будет с физическим телом, с зубами? Вот примерно то же самое начинает происходить с астральным миром. И потом люди удивляются, вот там 50 лет, ну не 100, 50, а все болит.» 00:06:33
Болезнь как блокировка потока ветра; элементы пространства и ветра [00:07:09]
«А медицина здесь будет бессильна, потому что блокирован поток ветра. То есть, если лечить болезнь, то лечится элемент пространства, то есть астральный мир, душа и элемент ветра, то есть восстанавливается ток энергии. А элементами огня, воды и земли мы даем такую необходимую поддержку терапию. Ну есть хирургическое вмешательство, можно поставить капельницу, можно сделать какое-то прогревание, попариться где-то или что-то, разогреть тело.» 00:07:09
Перекрыть поступление яда: техническая практика вечером [00:07:41]
«Но это не лечение, потому что проблемы внутри. А принесли эту проблему внутрь, мы сами. И вот чтобы перекрыть вот это поступление яда в организм, необходимо практиковать перед сном, вечером. Выстроите свою графику, вот просто построите, там крепостного права у нас нет, никто вас не заставит работать. Вы сами себя можете заставить заработать больше денег или что-то, но всегда есть свободное время.» 00:07:41
Ежедневная практика как спорт; не считать минуты [00:08:12]
«И важно перед сном сделать сет технической практики, о чем говорится и в книге, и на наших ресурсах в видео о технической практике. То есть вот главная практика перед сном, это может быть час или два или три, то есть дальше вы начинаете смотреть. И я думаю, возвращаясь к началу вопроса, что нужно делать, чтобы почувствовать эффект ежедневно практиковать. То есть никто не должен стоять секундомером, что я практиковал три часа или три с половиной часа, или только час.» 00:08:12
Опасность форсирования: травма в практике и в спорте [00:08:49]
«Я практиковал ежедневно, практикую ежедневно. Это то же самое, что занятие спортом. То есть если человек каждый день или в соответствии с программой тренируется, тогда будет результат. И наверное здесь есть такой момент, что если даже в спорте форсировать, давать большую нагрузку, то можно травмироваться. В духовной практике тоже можно травмироваться. То есть если нахватать каких-то техник и пытаться все разом сделать и практиковать долго, то вы травмируетесь.» 00:08:49
Лайфхак для неспособных долго сидеть: изучение учения после практики [00:09:21]
«То есть вы уйдете в подсознание и обнаружите вот тот грязный склад, который вы взросли. А вот если такой лайфхак, как ты считаешь, хороший, но часто вначале люди не могут сидеть долго в медитации. Они либо просто захватываются мыслями, либо засыпают, ну как говорится, протирают штаны. Хорошая была бы практика, вот если есть временно, вот еще нет этой способности, да еще потенциал не перешел. Способность удлинять свой сет практики, изучая учения после технической практики в чистом состоянии.» 00:09:21
Истоки в Тхераваде: пение паритт, медитация, изучение учений [00:09:59]
«Практика берет начало в Тхераваде. И действительно сначала поднимается энергия, ну кто-то удивится какая энергия в Тхераваде. Читаются пириты, то же самое, что мантры. Долго, громко, сидя в правильной позе с прямой спиной, поднимается сильная энергия. Потом люди медитируют, делают там либо четыре темы, либо анапанасати, что-то из этого. И потом они изучают учения. Вот было в монастырях, где я жив.» 00:09:59
Изучение учений очищает каналы; засоры в каналах равны загрязнениям сознания [00:10:29]
«То есть либо настоятель читает проповедь, либо люди обсуждают учения, либо задают вопросы. То есть идет именно изучение учений. И вы можете использовать. То есть в чистом состоянии. Сегодня изучу хотя бы десять страниц книги. Да, и таким образом удлинять свой сет практики, если медитация не очень получается длительная. А изучение учений очищает каналы, очищает астральный мир. То есть мы же начинаем думать по-другому. А забитости, засоры или загрязнения в каналах равны загрязнениям в сознании.» 00:10:29
Опыт практикующих: изучение учений поднимает энергию; сознание первично [00:11:07]
«Что такое загрязнение? Это неправильное развлечение. И когда меняются данные и развлечения, тогда вот этот засор уходит. Потому что я больше за него не держусь. Многие, кстати, в наших группах, у кого есть уже энергетическая чувствительность или пробужденная энергия к удалению, это подтверждает, что я начинаю изучать учения, у меня поднимается энергия. И я многократно и постоянно испытываю такой опыт. Тоже могу его подтвердить. Да, да, это замечательно будет для наших слушательных зрителей. Сознание первичное и энергия следует за сознанием. Да, совершенно.» 00:11:07
Как отличить кармическое очищение от ложной практики (диабольского состояния) [00:11:41]
«Следующий вопрос в продолжении предыдущего. А как человеку понять, что он правильно ведет духовную практику? Ведь очень часто, начиная духовную практику, человек сталкивается с великим кармическим очищением. Ему становится плохо. Но человеку также может стать плохо, если он ведет практику ложных учений. Вот как отличить этот момент? Мне стало плохо в результате кармического очищения и нужна практика терпения, чтобы я продвинулся? Или я просто запутался, веду какую-то ложную практику и у меня уже дьявольское состояние начинается?» 00:11:41
Критерий: состояние сознания, ясность и стабильность [00:12:19]
«Критерии один очень простой. Состояние сознания. То есть, насколько ясным, стабильным стало ваше сознание. То есть, если даже ухудшились внешние условия, или ухудшилось внутренние ощущения, действительно проявляются какие-то данные, проявляются желания, какие-то, может быть, неблагие состояния. Состояние сознания, но есть правильный взгляд на это. То есть, человек понимает, что происходит. Есть понимание, и оно дает стабильность. То есть, человек, практикующий в нашем сообществе, в группах, ведь это очень часто, я же тоже читаю все опыты, все комментарии, и очень часто пишут, раньше я бы не знал, что делать. Раньше я бы психанул, закричал, поругался.» 00:12:19
Стабильность плюс понимание против сомнений и страха [00:13:17]
«Наделал бы глупости. А сейчас я чувствую, что сознание спокойно. Я делаю то, что необходимо делать, и то, что возможно вообще сделать в этих обстоятельствах. Стабильность сознания плюс понимание. Понимание того, что происходит. Потому что диабольское состояние – это наоборот. Это когда ничего не понятно, и все страшно. Вот в духовной практике, в подлинной практике этого не будет. То есть, может быть, тяжело? Это да. Мы все прекрасно знаем, как проявляется карма, какие могут всплывать данные, какие могут быть состояния, как может ухудшиться внешний мир. Это мы все знаем.» 00:13:17
Диабольское состояние: сомнения, страх, непонимание [00:14:01]
«Но при этом сознание сохраняет стабильность, ясность. И вы понимаете, у вас не возникает сомнений. А диабольское состояние – это сплошные сомнения, это страх и совершенно непонимание. То есть, когда приходят люди на консультацию в диабольских состояниях, первый признак – страх и непонимание. А в подлинной духовной практике этого нет. Ну, еще может быть такой критерий, что в момент проявления данных бывает действительно очень плохо, и сознание замутняется все-таки. А потом, если продолжать практику, возникает состояние такой полной ясности.» 00:14:01
Закон инерции сознания; всплытие данных и возвращение к ясности [00:14:41]
«Да. В моменте может быть плохо, и в сознании тоже есть закон инерции. И бывает так, что проявляются данные в зависимости от объема. От объема и от качества. Что-то проявилось, и совладать, так скажем, сразу ты не в состоянии. Т.е. тебе в моменте плохо, но потом ты возвращаешься. Такой как резиновый мяч на поверхности воды. Т.е. его прижали, он погрузился под воду, давление ушло, он всплыл. Вот сознание практикующего похоже на это.» 00:14:41
Облегчение после сброса данных [00:15:16]
Можно ли изучать материалы разных сообществ; свобода или коллекционирование [00:15:16]
«При этом становится легче, чем было до начала. Как сбросил какой-то груз. Потому что сбросил определенный объем данных. Тоже частый вопрос от людей, которые начинают изучать материалы нашего сообщества. Можно ли изучать в разных сообществах материалы, разные книги читать? Будет ли это полезно? И приводит такой аргумент, что ищущие люди, они обладают критическим мышлением. Им нужно попробовать, сопоставить, получить результат, и тогда решить, какую практику вести, в каком сообществе.» 00:15:16
В поиске нет свободы: это управляющие человеком желания [00:15:58]
«Так как мы часто говорим про неразбросанность, такой аргумент возникает, что для человека важна свобода. К чему эти ограничения? Во-первых, никакой свободы в таком поиске нет. Это те же самые желания, которые управляют человеком. И здесь даже более того, можно сказать, что это не духовный поиск.» 00:15:58
Собирательство и подмена свободы рабством желаний [00:16:29]
«Это коллекционирование, хотя бывают даже коллекционеры, являются профессионалами в своем деле, то есть они являются экспертами и к ним приходят для экспертной оценки. А здесь это такое даже не коллекционирование, а собирательство. И человеком движут его желания, и соответственно он их пытается удовлетворить и думает, что это и есть свобода. То есть вот такой "орвел" получается, да, то есть рабство свободы, и так далее.» 00:16:29
Чтобы выбрать, надо разбираться: аналогия с выбором машины [00:17:01]
«Это первое. Второе, для того, чтобы что-то выбрать, необходимо в этом разбираться. Нет, можно, конечно, заново изобретать колесо. То есть вот я ничего не смысливаю, допустим, в автомобилях. Я пойду выбирать. Я не умею водить, я никогда ни на чем не ездил, но я пойду выбирать себе машину. Вот это моя свобода. А как я выберу? На основе чего я выберу?» 00:17:01
Строительство дома без знаний; выбор по картинке как подмена понятий [00:17:37]
«То есть человек с критическим как раз мышлением, ну здесь подразумевается интеллект, перед тем как выбирать машину или вот скажем строить дом. Я не строитель, и мои родители не были строителями, тем более домов и ЖС. Я изучал. Я не выбирал фирму. Это бессмысленное занятие. Как я выберу? По картинке. То есть вот здесь картинка, вот такая крыша, да, здесь домик красный, здесь вот синенький.» 00:17:37 «Здесь говорят из кирпича надо строить, а здесь говорят из газобетона, а здесь каркасная технология, а здесь клеенный брус. Как я выберу, если у меня нет знаний? То есть это не выбор, это подмена понятий. Сначала необходимо изучить. И будь то строительство домов, или это автомобили, или это духовная практика, это наука. Здесь нет выбора как в магазине, я куплю эту кофту или вот эту кофту, просто мне вот под цвет глаз подошло. Это не такой выбор. Когда мы выбираем какие-то серьезные вещи, ну даже в жизни, выбираем квартиру.» 00:18:10
Сначала изучить науку, потом выбирать; беспристрастный научный подход [00:18:49]
«Да, мы выбираем сердце, но вообще нужно понимать, нужно понимание. И это понимание есть изучение науки. То есть если я хочу построить дом, то я должен изучить, да, это может быть не университетское образование, но очень серьезно поизучать, послушать людей, почитать, но не разбрасываясь, а именно изучать с научной точки зрения. То есть научный подход должен быть беспристрастный, что каркасная технология, она вот такая. Дом на 60% состоит из утеплителя. Это нехорошо, не плохо, это технология такая.» 00:18:49
Кармические связи при выборе сердцем; это замутнение и загрязнение [00:19:31]
«А вот газобетон, он бывает разной, значит марочной прочности, да, и у него есть вот такие-то там достоинства, недостатки, вот теплосопротивление и так далее. Это наука. И вот потом уже вступает, это вот выбирать сердцем, вот это все, это кормические связи. Дальше уже начинаются кормические связи. То есть вот мне симпатично, вот это компания, вот они вот так вот строят, вот у них такой-то подход, это уже кормические связи сработают. Это, кстати, замутнение.» 00:19:31
Без беспристрастного знания обманут: собачатина под видом баранины [00:20:01]
«Это как раз загрязнение, о котором мы говорили в предыдущем вопросе. Но сначала, если у вас нет беспристрастного знания и соответственно взгляда, вас просто обманут. То есть вам, как сказано в книге Кости и Плодзен, он им продал собачатину под видом баранины. Если вы не разбираетесь, то вам продадут собачатину, а вы будете думать, что вы очень свободны. То есть у меня, ну в прошлый раз мы говорили, в прошлый Лепоза, в прошлый про традиции, вот про все это, что не существует никакого учения моего, твоего или кого-то еще. Существует физика.» 00:20:01
Учение не чье-то, как и физика; истинная Дхарма объясняет мир как есть [00:20:44]
«То есть она не бывает ньютоновская или какая-то, она просто есть. Есть законы, которые изложены Ньютоном, Галилеем, Эйнштейном и так далее. Но это не значит, что я за Ньютона или за Эйнштейна, я пойду выбирать. Я свободный человек, я волен выбрать, изучать физику Ньютона или физику Эйнштейна. Она не может быть, она просто физика. Вот она объясняет мир, как он есть. То же самое и истинная Тхарм.» 00:20:44
Изучить целиком, не вырывать кусок; понять как оно есть [00:21:14]
«И поэтому сначала нужно изучить, не вырвать понравившийся кусок, думая, что я свободен, а изучить так, как оно есть. Есть технология строительства из клеенного бруса, из каркасной технологии, газобетон, теплой керамики, кирпич. Изучить, понять это, посмотреть по рынку, сколько это будет стоить. И когда я понимаю, что будет вот так, то есть каркасный дом или вообще дом как таковой, это вот это, это не картинка в интернете.» 00:21:14
Невежество выбора по эстетике; иски к строителям и восторженность в практике [00:21:47]
«Что вот, ой, синенькая крыша, как красиво, давай закажем здесь, вот в этой компании, у них синенькие крыши, как это мило, я хочу такой домик. Это очень большое невежество. И как раз вот поэтому и всевозможные иски к строительным компаниям могут быть. А часто такой подход встречается в духовной практике. Ой, как тут прикольно, какие тут все благостные, но причем это как раз восторженность, а не какая-то высокая энергия. Вот, вот. То есть это никакой не выбор. Это выбор эгоизма. То есть мне вот эта еда вкусная, а эта не вкусная. Я выбрал. Это не духовная практика.» 00:21:47
Выбор эгоизма: вкусная еда против научного подхода к питанию [00:22:25]
«То есть вы можете есть очень вкусную еду, но потом получить панкреатит, язву или рак желудочно-кишечного тракта. А, кстати, вот критическое мышление, то, что ты говоришь интеллект, это же как раз аспект заслуг, да? Да. Заслуги. Чем больше заслуг, тем выше интеллект. Интеллект связан с заслугами. И при этом опять-таки вот договорится о значении слов. Я свободен, я ем любую пищу. Вот захотел жирного, наелся там мясо. А захотел торт съел. А захотел вина выпил. Я свободный человек.» 00:22:25
Интеллект как аспект заслуг; рабство желаний ведет к болезням [00:22:57]
«К чему это приведет? Есть ли здесь интеллекты, критическое мышление и вообще свобода? Я раб своих желаний, своего эгоизма. И в итоге я приду не к счастью, а приду к изуродованному телу. У меня будет диабет, ожирение и прочие и прочие проблемы. Вот точно так же в духовной практике. Духовная практика - это не есть тортики, которые даже вот в случае с тортами все равно должны быть научные подходы. Вы должны понимать, сколько вы можете съесть белков, жиров, углеводов, сахара. Не нагоните ли вы себе сахар в крови и так далее.» 00:22:57
Беспристрастное знание состава пищи; аналогия с духовной практикой [00:23:31]
«И потом не убьете ли вы поджелудочно. Вы должны это знать. В этом нет никакой свободы. Вы просто понимать должны. И это должно быть беспристрастно. И тогда уже понимая, что вот в такой пище, вот такие-то вещества, такое-то количество сочетания белков, жиров, углеводов, тогда я выбираю. Я закажу готовую пищу, я приготовлю ее сам, я пойду в ресторан и так далее. То же самое здесь. Если вы не знаете, как вы можете выбрать? Вот меня всегда интересует вот этот вопрос.» 00:23:31
Сообщество как подспорье; трехтомник как объяснение вселенной и трех миров [00:24:02]
«То есть сначала нужно изучить. И в этом смысле я надеюсь, что наше сообщество является таким очень хорошим подспорием в этом выборе. То есть если действительно честно, искренне прочитать трехтомник, дхарма, то каким все является, послушать лекции на канале, понять вот это мировоззрение, оно не мое. Еще раз говорю. Это мировоззрение и буддизма, и йоги. И оно даже не буддизма и йоги мировоззрение. Это объяснение вселенной, как есть. Объяснение трех миров, как они есть.» 00:24:02
Учение о трех мирах в разных традициях; жонглирование терминами бесполезно [00:24:38]
«Вы можете назвать их как угодно. Даже насколько я помню, в языческих верованиях древних славян было учение о трех мирах. Не помню название, но оно было. Да, по-моему так. То есть даже то. То есть это одно и то же. Но если я не понимаю, что это означает, если я жонглирую терминами и считаю себя очень умным с критическим мышлением, то ничего не произойдет. Поэтому если изучить учение и дальше, вооружившись этими беспристрастными знаниями, просто посмотреть,» 00:24:38
Приложить беспристрастные знания к школам: нет просветления освобождения [00:25:16]
«вот мне нравится такая-то школа, такая-то традиция, как они там сейчас называются. Вот если туда это приложить, вы увидите, что там нет просветления освобождения. Вы с ужасом увидите. Вы увидите, что там говорится об опыте мира низших духов, и это выдается за опыт самаи. Вы вдруг это обнаружите. Точно так же, вот я люблю простые примеры. Если изучить, вот я когда более-менее разобрался со строительством,» 00:25:16
Опыт разоблачения строителей, противоречащих физике [00:25:46]
«я начал подлавливать строителей, которые несут полную чушь. То есть они противоречат просто законам физики. И когда я выводил, так скажем, на чистую воду, им нечего было сказать. Они просто понимали, что они не правы. То ли они пытались обмануть сознательно, то ли они просто малограмотные. То есть были вот такие казусы. Я говорю, ну как же так? Ведь там, допустим, базальтовые утеплите, он же твердый. Он не может падать, да?» 00:25:46
Знание структуры трех миров и процесса освобождения как критерий [00:26:16]
«А низ на голубом глазу говорят, да он мягкий. Базальт он мягкий. Подождите, это каменная порода базальта. Вот давайте поставим рядом минераловатный утеплитель, базальтовый. Вот давайте сравним. И производитель пишет плотность. То есть вот элементарные какие-то вещи, потому что я уже это знал. Точно так же, если вы узнаете структуру трех миров, процесс освобождения, что такое энергия, как она правильно пробуждается, что такое сознание, что такое просветление, что это не отключка, не транс.» 00:26:16
Что обнаружишь, приложив знания: мир низших духов или счастье мира людей [00:26:48]
«Вы это узнаете и приложите, так скажем, вот полученные знания. Вы как образованный человек с критическим мышлением и будете в этот момент. И вы приложите, то вы увидите, либо это мир низших духов, либо это учение о том, как счастливо жить в мире людей. То есть просто удовлетворение желаний даний низменных, окей. Просто вот как хорошо жить. Но это почему-то называется буддизм.» 00:26:48
Восторг в невежестве первых небес; легкость обмана без знания [00:27:18]
«Либо это такой восторг в невежестве первых небес. То есть как все прекрасно, давайте споем мантры, давайте уедем куда-нибудь на край света и будем там на берегу океана делать красивые асаны, наслаждаться жизнью, как все прекрасно. У нас такое учение. Мы проводим такие-то туры, мы раскрепощаемся и так далее. Это называется восторг в невежестве первых небесах. Если вы этого не знаете, вас очень легко обмануть. Вам очень легко под видом баранины сучить собачатину.» 00:27:18
Необходимость договариваться о значении слов [00:27:49]
Что делать, если кажется, что зашел в тупик и нет прогресса [00:27:49]
«Вот именно это и произойдет. Поэтому я всегда говорю о том, что нужно договариваться о значении слов. То есть что значит свободу, что значит критическое мышление, что значит выбор, вообще возможен ли он в том или ином состоянии сознания. Ну вот думаю так. А что делать человеку, если возникает у него ощущение, что он зашел в тупик. Вот он практикует, а прогресса нет. Что бы ты мог посоветовать?» 00:27:49
Нужны основы: даже у Будды Сакьямуни были тупиковые ситуации [00:28:19]
«Здесь должны быть основы. То есть у любого, я думаю, практикующего, даже если мы возьмем историю Будды Сакьямуни, ведь у него тоже были тупиковые ситуации. То есть он понимал, что, ну, понял в какой-то момент тот факт, что, скажем, аскетическая практика ведет просто к умершелению плоти. То есть это тоже можно назвать таким тупиком в практике. Но у него были великие основы еще со времен прошлых жизней.» 00:28:19
Будда не сдался благодаря основам прошлых жизней; важность изучения учения [00:28:52]
«И поэтому он не сдался, а продолжил, скорректировал, так скажем, свою практику и продолжил ее. То есть поэтому-то так важно изучать учение и понимать. То есть вот частый же вопрос, у меня там сомнения или у меня проявляются некие данные, возникают какие-то заблуждения, неблагие состояния и так далее и тому подобное. И вот здесь возникает снова такая подмена понятий,» 00:28:52
Подмена понятий: практика не значит, что всегда хорошо без проблем [00:29:22]
«что духовная практика - это, наверное, когда все очень хорошо и нет никаких проблем, сомнений. Я себя прекрасно чувствую, у меня прям прогресс, вот каждый день глаза закрываю, у меня свет. - Полет от небеса. - Да-да-да, делаю какую-то техническую практику, у меня прям туммо, экстаз. Это может быть, безусловно. Но даже тем, кто испытал, скажем, радость от подъема к удалению, я всегда говорю, готовьтесь к тому, что она исчезнет.» 00:29:22
Радость подъема энергии исчезает; готовиться к разочарованию [00:29:52]
«И в какой-то день вы выполните ту же самую практику, а радости не будет. И у вас будет не такое великое разочарование и грусть, и вы можете поплыть. - Ну как, ушло, я упал. - Кундалини заглохла. Кундалини, да, заглохла, я упал, что-то произошло. Так вот, духовная практика не в том, чтобы всегда было хорошо, никогда не было сомнений, тупиковых состояний, все прям ясно и понятно. Нет, духовная практика проявляет данные.» 00:29:52
Практика проявляет данные невежества, ненависти, боль, неудовлетворенность [00:30:24]
«А данные будут содержать в себе и данные невежества, будут сомнения, и данные ненависти, будет боль, и будет неудовлетворенность, и все что угодно. Вопрос не в этом, вопрос в том, как мы это видим, и видим ли мы это правильно. А это вопрос к изучению и учению. А изучение и учение - это не разбросанность, не распущенность, скромность. Вот тот, кто заложил хороший фундамент, у того дом не выпрет морозным учением, вот образно говоря.» 00:30:24
Знание техник без понимания ведет к сомнениям и бросанию практики [00:30:57]
«И это, может быть, банальные, я говорю, вещи, но как показывает практика, именно они-то и срабатывают. И человек может знать миллион техник и великолепно сидеть в позе лотоса и делать банки мудрые, а при этом у него будут огромные сомнения вообще в истинности того, что он делает, и он может банально бросить практику таких примеров, много. И у него может быть потрясающий мистический опыт, а в какой-то момент он говорит, а что опыт?» 00:30:57
Толк мистического опыта: индикатор продвижения при правильном понимании [00:31:31]
«Я же не решил свои проблемы, то есть я не превзошел страдания, но мне все равно действует этот мир, и что-то случается, я теряюсь и так далее. Что толку в мистическом опыте? А я отвечу, что толку нет никакого, что если вы правильно понимаете свой духовный внутренний опыт, то этот опыт является индикатором, что да, я продвигаюсь, или даже если проявляется что-то неблагое,» 00:31:31
Отсутствие переживания как проявление неблагой кармы; вопрос к основам [00:32:01]
Насколько важны условия: место, время, одежда [00:32:01]
«отсутствие какого-то глубокого переживания, это можно сказать проявление неблагой кармы. И вот весь вопрос в том, правильно ли вы это видите, а не в том, что должно быть всегда хорошо, чтобы не проявлялось ничего плохого, будет проявляться, и замечательно, что оно проявляется. Но вопрос в том, видим ли мы это, поэтому это вопрос к основам. Скажи, пожалуйста, а насколько важны условия, место, время одежды?» 00:32:01
Иллюзия отшельника в пещере; берег мира явлений не стоит на месте [00:32:32]
«Про время ты уже говорил, что лучше вечером, а в целом про условия. Просто часто сталкиваюсь с такой иллюзией, наверное она с древности тянется, что практикующий высокого уровня, это отшельник в пещере, который сидит на камнях, практически голый. Мне кажется, вот нужно развеивать такие иллюзии, потому что они очень мешают практике. Ну, безусловно, потому что, как обычно говорится, этот берег мира явления не стоит на месте.» 00:32:32
Принятие современных условий как фактор ясности и интеллекта [00:33:06]
«Если сто лет назад какие были дома или автомобили или тысячу лет назад, то и что есть сейчас, мы не сможем сейчас на каретах перемещаться между городами или действительно жить в пещере или что-то в этом роде. То есть это тоже фактор понимания, фактор ясности сознания, интеллекта, когда мы принимаем условия, не захватываемся, не желаем большего, не желаем сверхнеобходимого, безусловно.» 00:33:06
Скромность практикующего: необходимые условия без желания большего [00:33:40]
«То есть что в древние времена, что сейчас духовный практикующий должен обладать скромностью. То есть есть необходимые условия, я не желаю большего, безусловно. Потому что условия - это сам внешний мир. То есть сколько не желай, удовлетвориться невозможно. То есть бессмысленно строить еще один дом. То есть мне мало одного дома, я сейчас еще себе построю. Или еще. И вот там что-то сделаю, там еще на участке какие-то, знаете, там безумные куча построек, потому что я улучшаю условия. Нет, это называется не скромность и не понимание. Внешний мир все оно разрушится.» 00:33:40
Скромность важна всегда, но материалы и техника изменились [00:34:15]
«То есть скромность, она была важна в древние времена, она важна и сейчас. Но сами условия, материалы для строительства, они изменились. И вычислительная техника изменилась. Компьютер 10 лет назад, даже далеко ходить не надо. Какие были компьютеры? 20 лет назад. Вот вспомнишь свой первый компьютер. И то, что сейчас. И смогла бы ты смонтировать, допустим, видео для канала на компьютере 20-летней давности. Ну, наверное, смогла бы, но было бы несколько другое видео, так скажем, по качеству.» 00:34:15
Аналогия с видеомонтажом: понимать суть, а не эпоху [00:34:46]
«И процесс совсем другой. Да, поэтому здесь важно понимать суть. Вот я даже где-то хотел привести тоже такой сегодня у нас разговор, в котором будет много спойлеров. Вот хотел привести пример тоже про видеомонтаж. Вот сейчас есть видеомонтажные программы, есть современные компьютеры. Это вот наши условия. Но вот к слову о развеивании вот этих мифов. Допустим, ты меня спрашиваешь, как смонтировать видео.» 00:34:46
Абсурд обучения устаревшим технологиям монтажа [00:35:18]
«Вот мы сейчас записали, вот допустим, ты там что-то будешь монтировать. А я тебе говорю, значит, ну вот берешь кинокамеру 8-миллиметровую, если есть деньги 16 миллиметров, там есть оптическая дорожка, и вот там носит записка, берешь монтажный стол, делаешь монтаж. Я тебя учу тому, как делали монтаж там 50 лет назад, условно. Или там берешь видеокамеру, хай 8 лучше возьми с Sony. Видео 8 меньше, строка хай 8 выше. И вот там, значит, по супервы хайсному проводу подключи к видеомагнитофону, чтобы он держал стоп-кадр там вот под стыковый.» 00:35:18
Сутры писались для своего времени; личный опыт монтажа в 1997 году [00:35:53]
«Ну, ты очень удивишься, скажешь, ну что-то вот как-то ты перепутал эпоху, да? И вот когда говорят об условиях практики, то есть мы читаем сутры, но опять-таки сутры писались когда, для кого, кем, то есть тогда это было абсолютно так, другого не было. И я помню, что первый был учебный фильм по Раджа-йоге в 1997 году мы снимали. Мы снимали на Sony хай 8 и монтировали на монтажном видеомагнитофоне, то есть еще даже не было компьютера. Компьютер был, на нем мы делали какую-то графику заставки.» 00:35:53
Невежество застревания в прошлом; принимать существующие условия [00:36:25]
«Но монтаж осуществлялся кассетой басов, которые, значит, не шумят, хорошие видеомагнитофоны. Вот с шаттлом мы просто подгоняли кадры и в стык делали мастер-лянту. Вот это был мой первый опыт такого монтажа. То есть вот этот берег не стоит на месте. И если я застрял бы там, и мы сейчас писали бы на VHS-ную камеру и потом на видеомагнитофонах с тобой бы нарезали, то как бы мы это выложили на YouTube или Rootube, да? То есть вот это, на мой взгляд, это невежество, когда человек застревает.» 00:36:25
Элемент скромности и тишины; хинаяна как личная духовная практика [00:36:57]
«Не говорю, что гнаться нужно за прогрессом, что обязательно что-то. Но нужно отдавать себе точный отчет в существующих условиях, принимать их и формировать условия, которые необходимы для твоей практики. То есть вот элемент скромности мы подчеркнули. Есть элемент тишины, элемент такой, можно сказать, хинаяна, малая колесница, то есть личная духовная практика. То есть если ты идешь на медитацию, то ты, в общем-то, следуешь принципам, которые исповедовались ей 2500 лет назад.» 00:36:57
Тишина для медитации: современная звукоизоляция вместо пещеры [00:37:33]
«Только ты идешь не в пещеру, ты идешь в комнату, где у тебя сделана, допустим, звукоизоляция. Или у тебя сделана, ну, какое-то действительно тихое место. Или ты используешь те же беруши, наглазник и так далее. То есть суть осталась той же, для медитации нужна тишина. И меня умиляет, так в лучшем случае сказать, когда такой душный зал, там сидят 100 человек, дышат друг другу в затылке, передавая вибрации, о чем мы говорили. И шебурша, значит, кто-то может сидеть, кто-то не может.» 00:37:33
Сто человек в душном зале не практика, а обучение; нужен абсолютный покой [00:38:06]
«У нас интенсивный семинар по випасу. Но получается, вы даже не усвоили основ, которые действительно давались в глубокой древности. Что для медитации нужен абсолютный покой, абсолютная тишина. И 100 человек в зале - это никакая непрактика. Это может быть обучение, пожалуйста. Ну, невозможно каждому человеку подойти и объяснить. Соберись 100 человек и им объясни разом. И потом они должны разойтиться и сами практиковать уже в своих условиях. То есть аспект тишины, аспект покоя, он необходим.» 00:38:06
Достигать тишины современными средствами, а не пародировать древность [00:38:36]
«Но мы его достигаем современными условиями, а не пародируем. Вот именно вот это такое пародия уже, даже не подражательство, а просто пародия. А не пародируем то, что было когда-то. Что давайте звонить в какие-то чаши или воскуривать благовоние, или оденемся в какие-то специальные одежды. Вот тогда-то у нас мы в традиции. Нет, это просто тогда им было других тканей. Просто не было, они заворачивались. Я помню, в монастыре там было какое-то торжественное мероприятие.» 00:38:36
История с церемонией в монастыре и саронгом [00:39:09]
«Я уж не помню, по-моему, реликварий после ремонта открывали. И, значит, такая пышная церемония. А я, значит, понимая, что в монастыре что-то будет такое пышное, что нужно быть в белом, я надел белый спортивный костюм у меня с собой был. И я так, по-современному, вышел. На меня там какой-то, значит, служитель нет. Отвел меня в сторону соронг и вот эту, значит, тряпку. А она падает, и ее нужно как-то заправить.» 00:39:09
Затягивание саронга по привычке каратэ; одежда как помеха медитации [00:39:40]
«И я додумался, ну, старая привычка по каратэ, пояс, ремень просто затянул под рубашку. И вот я в соронге, тогда я, значит, в традиции. Ну, это было так мило, но согласись, что если бы я был... На медитации навряд ли это как-то... Это повлияло бы, и это, кстати, повлияло бы в отрицательную сторону. Потому что, ну, я не привык в юбки ходить, так скажем. Соронга - это такая мужская юбка. Вот я не привык. То есть мне уже будет некомфортно. А можно вытерпеть. А зачем я буду терпеть? Для чего? Результат-то в чем?» 00:39:40
Нужна скромная, простая, легкая современная одежда [00:40:14]
«Понятно, там в джинсах или в каких-то байкерских штанах, там, кожаных, наверное, и медитировать неудобно, да и такое состояние сознания будет соответствующее. То есть должно быть какая-то скромная, простая одежда, легкая, которую ты особо не чувствуешь, но она все равно будет современная. Вот об этом. Но, опять-таки, это невозможно понять без двух вещей, о которых мы постоянно говорим, без теории и практики. То есть если ты не изучил учение, то тогда для тебя духовная практика - это одеться в оранжевую одежду.» 00:40:14
Понимание невозможно без теории и практики; ложный образ оранжевой одежды [00:40:46]
«И воскурить благовоние. Тогда это практика. Это рисуют в фильмах. Вот возьми любое кино, где есть какой-то намек на какие-то там медитативные дела, кто-то даже по боевым искусствам, и в прошлом это было и сейчас, я современно, конечно, ничего не смотрю, но вот какие-то отрывки, да, обязательно, значит, кто-то в оранжевом или в каком-то религиозном, какие-то немыслимые совершенно статуи, причем иногда будет нарисованный уже, значит, искусственным интеллектом, что он просто сидит на зеленый задник, а ему там, значит, кого-то нарисовали, даже сами не поняли кого,» 00:40:46
Киношный образ медитации: вывернутые руки, болевая поза, закатанные глаза [00:41:19]
«там благовоние, и вот он просветленный, то есть вот эти руки вот эти вывернутые, да, вывернутые руки, чтобы самому себе болевой прием сделать и никогда не войти в медитацию, вот, закатить глаза, чтобы напряжение сохранялось, чтобы тоже тебя тело никуда никогда не отпустило, но это вот практика, то есть такие вещи нужно разрушать. Да, именно, чтобы была твердая поверхность, чтобы затекли ноги, чтобы терпеть боль, прямая спина, идеально вытянутая в страну, без опоры задней.» 00:41:19
Духовная практика как самоосознание и изменение данных, а не подражание [00:41:51]
«То есть вот это действительно нужно разрушать, и разрушаются это опять-таки теории и практикой, то есть человек понял теорию, что духовная практика – это не сидеть в религиозных одеждах, в пещере, подражая древность. Духовная практика – это самоосознание, это изменение данных во внутреннем мире, в первую очередь. Вот это духовная практика. Я понимаю, что такое данные, как они формируются, как они опустошаются, и так далее, и тому подобное. Какие действия? Я понимаю закон кармы, который можно понимать как закон поглосения и выдачи энергии, да.» 00:41:51
Применение закона кармы к своему телу; у каждого свои ноги и карма [00:42:24]
«И вот эти вещи я хорошо понимаю. Дальше я их применяю на практике и уже, соответственно, со своей кармой, потому что даже повод, ты тоже, я знаю, изучаешь анатомию, там, физкультуру, упражнения, ты знаешь, что у людей разные ноги. Вот мне удобнее сидеть в таком лотосе, а тебе, по-моему, наоборот, когда ноги сложат. Ноги разные. У каждого человека свое тело, своя карма. Кому-то нужно так сесть, кому-то, значит, помягче, кому-то в таких-то условиях, у кого-то такие биологические часы, кто-то в двенадцать ночи прекрасно медитирует.» 00:42:24
Учет законов физики в позе; понимание достигается через опыт [00:42:56]
«А вот помнишь, недавно у нас был вопрос, что человек вроде бы даже подстроил, но он падает вперед. И банально не учел законы физики, что подушка сзади его выталкивает. Вплоть до таких мелочей. И это достигается, такое понимание достигается только через опыт. То есть вы должны практиковать. Не сидеть в модных или религиозных тряпках, значит, одеждах, а именно практиковать. И тогда вы сами почувствуете, а, вот оно, поймал. Спина-то вот так натягивается.» 00:42:56
Натяжение спины нельзя показать, нужно почувствовать самому [00:43:27]
Опустошение буфера данных перед технической практикой [00:43:27]
«Даже это показать ведь сложно, хотя это физическое тело, но вот так показать, натяните спину. Это очень сложно. Вы должны практиковать и сами это почувствовать. Но подчеркнув современных условиях. А так, безусловно, для вашей практики, то есть перед сетом технической практики вечером, о чем мы говорили, необходимо действительно такое опустошить буфер обмена данных. То есть есть прослойка между поверхностным сознанием и подсознанием. Там собирается точно как папка временных файлов. Вот Photoshop или какая-то монтажная программа есть папка.» 00:43:27
Буфер как папка временных файлов; закончить дела за час до практики [00:44:00]
«Туда сбрасывать какие-то кусочки, чтобы программа понимала, что ты там делаешь. Точно так же в этот буфер затаскиваются поверхностные данные. Вот мы поговорили, вот солнышко светило на улице, вот ты по телефону позвонила, что-то сделала. У тебя туда забрасываются вот эти временные файлы. И если ты сразу с корабля на бал приходишь и делаешь цигун или кинхин или что-то, то это довольно тяжело будет. То есть есть такое условие, что за час до практики хорошо бы закончить основные дела, хотя бы связанные с информацией,» 00:44:00
Механические дела для отлипания сознания; последовательность практики [00:44:32]
«с мессенджерами, со всеми нашими современными делами. Можно помыть посуду, приготовить что-то на завтра, одежду. Какие-то такие механические дела, что уже сознание постепенно отлипает от внешнего мира. Вот это вот важный момент. Ну и последовательность, правильная последовательность технической практики. И понятно, да, повторюсь, что должны быть условия, тишина, спокойствие. Не должно быть обязанностей на момент только медитации. Некоторые путают, что вообще не должно быть обязанностей,» 00:44:32
Отсутствие обязанностей только на момент практики, а не бросание семьи [00:45:04]
«что я должен бросить семью, уйти действительно в пещеру, только тогда я буду практиковать. Нет, на момент практики не должно быть обязанностей. Вы закончите все дела, ведь все вы никогда не сделаете. Да, у нас есть практикующие с семьями, они ходят на работу, они уделяют вечером время семье и дальше они на полтора, на два часа полностью посвящают себя практике. Да, они договорились с близкими и близкие по счастью их поняли и помогают. И да, они уходят на два часа в свою комнату.» 00:45:04
Практикующие с семьями уходят на пару часов в свою комнату (келью) [00:45:38]
Как объяснить близким необходимость двух часов практики [00:45:38]
«Это действительно такой отголосок прошлого, как келья или как это называется, такая комната. А вот, кстати, лайфхак, как близким объяснить, зачем мне вот эти два часа? Просто сказать, что если я не буду себе уделять эти два часа, то я совершенно буду неэффективен даже в бытовых вопросах. Да, энергия упадет, сознание будет замутнено, нестабильно, и я даже вам в бытовых вопросах помочь не смогу. То есть если вы хотите, чтобы я был эффективен, был с вами, чтобы мы решали задачи, которые ставит наша карма,» 00:45:38
Без практики неэффективен в быту; аналогия со спортом и тренировкой [00:46:16]
«я должен практиковать. То есть для меня вот этот путь. Для кого-то, ну, ведь опять-таки бывают разные проявления данных. Кто-то ходит в спортзал, вот есть люди, которые, может быть, даже не профессиональные спортсмены, но вот мастер обоевых искусств. Вот дайте мне возможность нормально потренироваться. После этого я там принял душ, выпил чай. Вот после этого я ваш. Я могу быть с вами, помогать, быть в строю. Если вы мне не дадите, если вы меня перегрузите,» 00:46:16 «то ничего хорошего не будет. То есть это тоже нужно признавать, опять-таки признавать, и стараться объяснить близким.» 00:46:46
Заметки к транскрипту
[00:09:59]— «Читаются пириты (паритты?)» — неоднозначное распознавание.[00:20:01]— «в книге Кости и Плодзен» — неоднозначное распознавание.[00:20:01]— «в прошлый Лепоза» — неоднозначное распознавание.[00:20:44]— «истинная Тхарм (Дхарма?)» — неоднозначное распознавание.[00:09:21]— «потенциал не перешел» — неоднозначное распознавание.[00:11:07]— «пробужденная энергия к удалению (кундалини?)» — неоднозначное распознавание.[00:29:52]— «от подъема к удалению (кундалини?)» — неоднозначное распознавание.[00:42:24]— «даже повод, ты тоже» — неоднозначное распознавание.[00:36:25]— «мастер-лянту (мастер-ленту?)» — неоднозначное распознавание.[00:39:09]— «соронг (саронг?)» — неоднозначное распознавание.