Тема
№105. Истинное «Я» и переживание Нирваны – простыми словами
Конспект следует порядку речи. Текст — дословно из транскрипта (термины приведены к каноническим формам глоссарием). Структуру разметил LLM, цитаты вставлены механически без перефразирования. Неоднозначные места whisper помечены
[~...?]и собраны в конце.
Часть 1. Лекция
Зачем видеть общую картину учения [00:00:39]
«Ом. Добрый день всем. Опираясь на ваши вопросы, комментарии, реплики, я подумал вот о чем. Для того, чтобы понять какую-то частность, необходимо хорошо видеть общую картину.» 00:00:39 «То есть, ну, например, почему практика не заканчивается в момент первого просветления? Или почему практика не заканчивается, если реализован уровень Архата? Или почему вообще нужна та или иная практика? И вот если видеть и уметь, суметь в этот момент увидеть общую картину учения, то ответы на подобные вопросы приходят сами собой.» 00:01:19 «Поэтому сегодня, ну не знаю, получится ли это в один заход, может быть сделаем разобьем на две части, но я хотел бы пояснить общую картину всего учения простыми словами и донести, наверное, самый важный элемент, о котором мы не так много говорили, о котором мы не так много говорили до этого. Значит, давайте будем пробовать. Значит, во-первых, договориться о значении слов - это обязательное условие.» 00:01:49
Сущность дхармы: самоосознание и истинное я (Атман) [00:02:21]
«Значит, сущность истинной дхармы, сущность буддизма, йоги - это самоосознание, это реализация своего подлинного изначального состояния. Вот эта сущность учения, просветление и освобождение, да, и поэтому глупо не говорить об истинном я. Но тут встает очень такой болезненный большой-большой вопрос, проблема.» 00:02:21 «Человеческий язык, любой, который мы используем, это язык предназначенный для того, чтобы выражать объекты, которые отличны от нас, то есть объекты, которые существуют во внешнем или внутреннем мире. То есть, во всей Вселенной, во всем мире не существует такой вещи, как истинное я. Ну, нет такого, что можно взять в руки, объяснить и сказать, вот это и есть твоя сущность или моя сущность, моя природа.» 00:02:52
Ловушка языка: я не есть пять накоплений [00:03:27]
«И вот крупными буквами, жирным шрифтом подчеркнутым с этой точки зрения "я" не существует. То есть, мы не являемся телом, мы не являемся ощущениями, мы не являемся образами, мы не являемся прошлым опытом, мы не являемся информацией, на основе которой выносим суждение. Все окей, он атман, не я. Но если прекратить работу пяти накоплений, останемся мы, останется истинное я.» 00:03:27
Атман у каждого свой, нет единого космического сознания [00:04:00]
«Но здесь снова, вот этот наш человеческий язык. То есть, давайте схематично, буквально жестами, "я" - это атман, "ты" - это атман, "вы" - это атман, "она" - это атман, "он" - это атман. Понимаете? И нет такого, что мы все вместе - это некий один атман. Вот эти глупости давайте будем пресекать. То есть, мы, каждый по отдельности - это истинное я. Не существует никакого космического сознания.» 00:04:00 «Ну, космическое сознание - это, я думаю, такое искаженное определение верхнего мира без форм, то есть данные всей Вселенной. Но это с натяжкой можно назвать неким космическим разумом. Но этот "космический" разум, в кавычках, не имеет к истинному "я" никакого отношения. Это первое. Поэтому, вот когда мы говорим "истиное я", вот истинное "я" находится в состоянии независимого существования, в состоянии нирваны.» 00:04:33 «Вот это цель практики. И снова наш человеческий язык рисует такую картину, и мы не можем сказать по-другому. У нас нет других слов, других возможностей. То есть, это то же самое, что самолет, летящий в небе, я его вижу, он заходит на посадку. И получается то же самое, вон Атман полетел, вон, видите, машет нам рукой Атман, он полетел в нирвану. Пожелаем ему мягкой посадки. Вот человеческий язык рисует нечто подобное. Но если вообще об этом не говорить, тогда будет практика ради практики.» 00:05:04 «Это будет вырвано из контекста и искажено. Поэтому мы будем говорить об истинном "я", об Атмане, или как это в Индии называется "пуруша". Вот мы будем об этом говорить, но только сразу будем иметь в виду, что ни один распринимаемый объект не является нами, нашей истинной сущностью. И вот если об этом сразу договориться, то все более-менее встает на места и можно объяснить все-таки, для чего же мы тут вот чем-то занимаемся, для чего существует эта самая духовная практика, каков ее сущностный принцип.» 00:05:38
Атман как вечный неизменный наблюдатель [00:06:11]
«Ну понятно, мы - Атман, истинное "я", мы существуем вечно. То есть количество истинных "я" фиксировано, определено. Атман не рождается, не умирает. Не может быть такого, что сейчас появятся новые истинные "я", или какие-то старые там куда-то исчезнут. Нет. Мы - это мы. Мы существовали всегда. Мы - каждый по отдельности. Еще раз вот это определение, потому что кто-то мне в комментариях что-то такое "да-да-да, мы" - это такой большой Атман, что-то такое было. Нет. Мы - каждый по отдельности. Это Атман.» 00:06:11 «Ну понятно, это такой невидимый, необъяснимый наблюдатель, зрящий. Ну вот тот наблюдатель, который есть всегда. Вот вы себя помните в пять лет, в десять лет, помните вчера, год назад. Вот всегда есть наблюдатель. А то как наблюдатели, вот эти облака, вот эти данные прошлого опыта, они разные. Поэтому восприятие разное. Понимание мира. Что-то мы любим, начинаем любить, начинаем ненавидеть, считаем, что мы что-то лучше стали понимать с течением времени.» 00:06:42 «Это все результаты кармы. Результаты наших действий. То есть данные прошлого опыта. Да, они разные. Разное восприятие. Но наблюдатель всегда один. Обратите внимание. И во сне, и наяву, и в медитации, и в раннем детстве, и сейчас вот есть этот наблюдатель. В нем есть вы, атман, истинное я, которое не рождается, не умирает. Ну а что это за состояние истинного я, к которому мы должны вернуться? Ну вот снова, обратите внимание, снова двойственность. Опять получается, есть я, а есть некое состояние, да, вот, постичь свою природу, то есть хозяин и гость.» 00:07:17
Чистое зеркало как аллегория изначального состояния [00:07:51]
«Вот я, я какую-то природу должен постичь. Нет, это просто ловушка человеческого языка. Понимаете, да? То есть вернуться к подлинным самим себе. Хотя это, если говорить так, то это звучит странно. Но давайте будем иметь в виду эти поправки. Так вот, что же это такое за состояние истинного я? Обычно во всех учениях приводится очень точная, правильная аллегория с чистым зеркалом. Ну, помните, зеркало подобное, мудрость, да?» 00:07:51
Спокойствие: остановка сознания и прошлого опыта (чето-вимутти) [00:08:22]
«Вот, чистое зеркало. Оно отражает все так, как есть, и при этом не меняется. Вот, примерно так говорится, да? Да, это и есть наше подлинное изначальное состояние. То есть давайте разбираться. Значит, первый элемент - отражать все так, как оно есть. Это что значит? Если работает сознание, работает наш прошлый опыт, так ведь? Если работает прошлый опыт, то мы ничего не видим. Мы видим только свой прошлый опыт, то есть только свое отношение к объектам. То есть мне нравится, мне не нравится, это так, это эдак, выгодно, не выгодно, это я или не я, мое, не мое, да?» 00:08:22 «Мы видим только работу своего сознания, которое обусловлено данными прошлого опыта. Так? Но если остановить сознание, то есть вернуть его в изначальное состояние, тогда прошлый опыт также остановится и перестанет оказывать влияние. Вот в этот момент мы увидим все так, как оно есть. Вот это чистое видение. Ну, в терминологии буддизма это называется "чето-вимутти" - освобождение, отдаление посредством сознания.» 00:09:11 «Сознание остановилось, прошлый опыт остановился, и тогда я вижу так, как есть. Но по-другому. Это можно назвать спокойствием. Сознание это остановлено, да? И прошлый опыт перестал оказывать влияние. Состояние спокойствия, да? Или, по-другому, это можно назвать абсолютной свободой. То есть что такое свобода? Свобода в буквальном смысле не существует. То есть в двойственном понимании, что я сейчас что-то выброшу и стану свободным - это иллюзия.» 00:09:41 «Но свобода - это свобода от тех данных, которые накоплены до сих пор. Вот это абсолютная свобода. Значит, первое - сознание остановлено, прошлый опыт не влияет. Тогда я вижу все так, как оно есть, и абсолютно свободен. Вот это первое состояние. Второе - они взаимосвязаны. Это состояние, чистое зеркало, отражает все так, как оно есть, но при этом само зеркало не меняется.» 00:10:16
Созерцание и праджня (панья-вимутти): зеркало не меняется [00:10:48]
«Понимаете? Вот это невыразимое состояние, когда есть и нет одновременно. Когда действие есть, опыт есть, но опыт не укореняется, не фиксируется, не становится движущей силой, не меняет наше состояние. Вторая составляющая. Это называется созерцание. Синоним созерцания - праджня, мудрость. В Тхераваде это называется пання вимутти - освобождение, отдаление посредством мудрости.» 00:10:48 «Когда есть истинное восприятие, восприятие посредством мудрости, она появляется в ответ на восприятие. Когда воспринимается что-то, сознание остается не затронутым, но при этом мы видим так, как есть - созерцание. А по-другому это можно назвать абсолютное счастье, когда не формируются причин для страданий. То есть опыт не укореняется, не становится движущей силой, не формирует желаний. Абсолютное счастье.» 00:11:21
Нирвана: прошлый опыт остановлен, новый не формируется [00:11:53]
«А вместе - спокойствие и созерцание. Или абсолютная свобода и абсолютное счастье. Вместе, само это состояние чистого зеркала - это абсолютная радость. Не обусловленное состояние. Абсолютно самодостаточное состояние. Состояние, в котором прошлый опыт остановлен, а новый не формируется. Вот это есть определение Нирваны, если, конечно, так можно сказать.» 00:11:53 «Прошлый опыт остановлен, новый не формируется. Чистое зеркало. То есть вот это чистое зеркало есть Атман, есть мы. Понимаете, да? Отражаем все так, как оно есть, и сами не меняемся. Вот это абсолютное состояние. Но что же это такой за опыт? Он уже прозвучал несколько раз. Прошлый опыт остановлен, новый вроде как не формируется. Вот здесь-то о чем идет речь. Причем здесь опыт, где он находится.» 00:12:24
Элемент, сцепленный с Атманом: сознание, воля, представление [00:12:56]
«Значит, здесь нужно понять такую вещь, что само состояние абсолютной свободы, счастья и радости, оно идентично у всех нас. Но, если мы, вот сейчас все вместе, у нас 20 человек на линии, мы достигнем освобождения. Мы переживем одно и то же состояние, состояние Нирваны, которое я постарался описать выше. Однако мы все будем разные. То есть все истинные я разные, одинаковых нет.» 00:12:56 «Суть свободы, счастья и радости. Да, это идентично. Но, например, кто-то из нас просто возьмет и уйдет в Нирвану. И скажет, с меня довольно. Я тут настрадался. Мне это уже все надоело. И уйдет в Нирвану. А кто-то пойдет по пути Бодхисаттва. И будет учителем Дхармы. И будет тысячи и тысячи раз подобно Будде Сакьямуни перевоплощаться в различных мирах и вести к истине всех живых существ. Так?» 00:13:33 «И, допустим, много человек пойдут по пути Бодхисаттва. Но ведь степень влияния каждого достигшего будет разным. Кто-то может спасти тысячи человек, а кто-то буквально несколько десятков. Степень влияния будет разным. То есть мы все разные, одинаковых нет. А чем это разница определяется? Вот тут такой сложный момент, но если вы его сможете понять, вы поймете, в общем-то, суть всей практики. Существует элемент, который сцеплен с Атманом.» 00:14:04 «Элемент, который не является нами, но присущ нам. Значит, в этом элементе находятся сознание, воля и представление «я». Вообще, во всей Вселенной, вот это тоже очень важно понимать, во всей Вселенной только мы, только истинное «я» обладает способностью к сознаванию чего-то, к движению, к действию, к созданию, к разрушению, к осознанным действиям. Только Атман.» 00:14:37 «Например, три гуны, которые формируют Вселенную, они пусты, там нет истинного «я», они сами не приходят, не уходят, сами ничего не делают и не понимают. Также и вещи, отличные от нашей сущности, пять накоплений, в них нет «я», они сами ничего не делают, не сознают, не принимают решений, не имеют желаний и так далее. И вот действовать можем только мы, потому что есть вот этот элемент — сознание, воля, представление.» 00:15:13
Опыт в глубине сознания различает истинные я [00:15:43]
«Когда этот элемент полностью останавливается, мы достигаем освобождения. И вот в этом элементе, точнее в сознании, в самой глубокой части сознания Атмана находится опыт. И вот этот опыт разнит различные истинные «я». Ну а как это происходит? Вот есть наше зеркало, Атман, истинное «я». Каждый из нас по отдельности. На этом зеркале существуют загрязнения, можно сказать, данные прошлого опыта, можно сказать три гуны, сейчас попробуем с этим дальше разобраться.» 00:15:43
Чистка зеркала: доля счищенного опыта = доля нирваны [00:16:24]
«Ну вот есть вот эти загрязнения, опыт, он работает, мы видим только его работу, мы не видим себя, мы не видим объекты, мы страдаем. Мы начинаем практику и счищаем какую-то часть. Ну, например, одну треть. Давайте простыми математическими, арифметическими примерами. Мы счистили одну треть загрязнений с нашего зеркала. Что произойдет? Вот этой чистой частью мы будем способны видеть все так, как оно есть, и не меняться.» 00:16:24 «То есть мы станем свободны на одну треть. На одну треть мы погрузимся в состояние нирваны. На одну треть мы испытаем свободу, счастья и радости. Понимаете взаимосвязь? Если счистить две трети опыта, будет две трети нирваны. Две трети изначального состояния. Понимаете? Если счистить все, будет полноценная нирвана. Будет состояние абсолютной свободы, счастья и радости. Когда весь опыт остановлен, а новый не накапливается.» 00:17:00 «Скажу какая там есть проблема, но скажу об этом чуть позже. Так вот, взаимосвязь, сколько счистил опыту, настолько стал свободен, настолько вернулся в свое изначальное состояние. Поэтому существует первое просветление. Существует, как считается в Дзэне, 18 великих сатори и бесчисленное количество малых сатори. Но это же почему? Ведь казалось бы, ну просто бац и все, да, и нирваны. Нет. Вот насколько очистил это зеркало. Понимаете? Настолько погрузился в свое изначальное состояние.» 00:17:31
Кэнсё и ступени сатори как мера очищения [00:18:13]
«Кэнсё, прозрение своей истинной природы, мимолетное видение цели нирваны. Понимаете? То есть краешек счистил и этим краешком смог увидеть. Увидеть реальность, увидеть как есть. Почувствовать, осознать, что это. Понимаете взаимосвязь? Итак, а что значит счистить? То есть если мы физически возьмем зеркало, ну вот у вас у всех есть зеркала дома, да, и вы видите кто-то на него что-то ляпнул. Какая-то пыль села или краска прилипла или еще что-то.» 00:18:13
Что значит счистить: опыт не стирается, а останавливается [00:18:45]
«Что вы берете? Вы берете ацетон, чистящие средства, губку и чистите, да, стираете. И вот вы стерли, и вот, ну, допустим, грязь, краска, да, осталась на тряпке, вы ее выбрасываете. Зеркало остается чистым. С точки зрения истинного я, это невозможно. Опыт стереть, как зеркало стереть краску, невозможно. А что с ним происходит? Он останавливается. Значит, мы очень много об этом ранее говорили и использовали разные слова. Давайте мы это соберем вместе, чтобы не возникало вопросов.» 00:18:45 «Значит, опыт останавливается и перестает оказывать влияние. Можно сказать, что он опустошается. Можно сказать, карма отмылась. Вот это отмывание кармы, это то же самое. Можно сказать, опыт стал прозрачным. Можно сказать, что мы прозрели пустоту этого опыта. Но суть в том, что этот опыт перестал быть нашей движущей силой, перестал управлять нами. Он есть, но он не влияет. Он есть, но не движет нами.» 00:19:21
Опустошение опыта на примере Шри-Ланки [00:19:53]
«Это тоже невыразимое состояние. Мы двойственным интеллектуальным умом не можем понять, что значит есть и нет одновременно. Либо нет - не быть ее, либо есть - быть ее. И это влияет. Нет. Это то, что превосходит быть ее и не быть ее. Значит, попробую пояснить на примере. Как вы знаете, я много раз бывал в Шри-Ланке. Двадцать раз я посчитал. Проводил Дхарма-туры, по сакральным местам живу, в монастырях исследовал, там же начал писать книгу.» 00:19:53 «То есть, у меня накоплено очень много данных о Шри-Ланке. Что такое данные еще раз? Есть личный опыт. Вот я ездил, я видел, я чувствовал опыт. То, что пережит, понимаете. А есть информация. Мне рассказывали местные археологи, как они нашли статую в джунглях, как ее несли, как ее ставили на место, а она весит 120 тонн. И вот они мне рассказывали.» 00:20:28 «Я не нес эту статую, я просто получил информацию. А в самом этом месте я был. То есть, есть опыт, а есть информация. Все вместе это можно назвать данные. Вот у меня много данных о Шри-Ланке. С одной стороны, это могут быть и есть такие приятные воспоминания. Вот океан, солнышко светит, кокосы свежие. Вот запах океана, кто был, помнит. Или горы, чай, древние храмы, райские остров-то. Но, как мы понимаем, если есть плюс, то обязательно есть минус. И в отношении меня там было и воровство, и мошенничество, и обман.» 00:20:58 «Очень много всего. И шантаж, и вымогательство, и целые спецслужбы разбирались, что происходило. То есть, есть крайне негативный опыт. И что будет в обычном состоянии? Ну, позитивный опыт, если я на него наткнусь. А почему я на него наткнусь? Потому что работает мое сознание. Вот я думаю о чем-то и всплывает. А ведь в Шри-Ланке, сезон дождей или сейчас сухой сезон, можно купаться в океане.» 00:21:42 «А вот храмы, а вот фотографии я могу посмотреть. Что произойдет? Я захочу туда поехать. Правильно? То есть прошлый опыт ведет к новому опыту. Прошлый опыт формирует желание, я действую, я хочу. С другой стороны негативный опыт. Ну, я могу бояться или ненавидеть. Или пожелать вернуться в Шри-Ланку и расквитаться с обидчиками, вернуть свои деньги или еще что-то такое. Это в обычном состоянии. Если мы останавливаем сознание, то есть переживаем совершенное спокойствие и созерцание и наблюдаем эти данные, то они опустошаются.» 00:22:15 «И что тогда произойдет? Они останутся. Но даже если я вспоминаю, как было замечательно в каких-то древних сакральных местах, я ничего не чувствую. Я просто знаю об этом. Но не возникает желание, вот просто желание, а я хочу туда поехать. Вот я сейчас возьму кредит и все равно поеду. Это счастье. Вот этого нет. Или если брать отрицательный опыт, у меня не возникает страданий. То есть я могу представить самые ужасные ужасы, которые также связаны с райским островом Шри-Ланка.» 00:22:55 «Но ничего не чувствую. Ничего не возникает. Не возникает досада, сожаления. Я просто знаю и вижу. И все. При этом самое главное. Этот прошлый опыт можно использовать. Ну, элементарно, если кто-то спросит о Шри-Ланке, я могу пояснить, какие места все-таки лучше посетить. Или если вдруг. Ну, хотя это вряд ли. Но, допустим, вот соберется какая-то группа. Может быть, я увижу, что вот эти места могут дать какой-то опыт.» 00:23:32 «Хотя, опять-таки, используя опыт Шри-Ланки, я могу сказать, что само место – это третистепенное влияние. То есть все определяется сознанием и энергией, а не местом медитации. Это раньше было заблуждение о том, что если я буду медитировать рядом с какой-то древней статуей Будды, я достигну просветления и освобождения. Нет, это не так. Древнее место, сакральное место – да, впитало вибрацию святых, которые практиковали в этом месте. И древнее место может передать нам эти вибрации, но, опять-таки, если мы готовы.» 00:24:07
Прозрачные данные переходят в сознание Атмана [00:24:46]
«Поэтому все равно, опираясь на этот опыт, я могу его использовать. Используя этот опыт, я могу сказать, что место – это не главное. Итак, опыт остался, но он не оказывает влияния. Я не испытываю радости или страданий. Но при этом я не забыл. Я все прекрасно помню и могу использовать. Вот это есть опустошение опыта. Можно сказать, что эти данные стали прозрачными. И вот эти прозрачные данные, они-то как раз и переходят в элемент, который сцеплен с Атманом.» 00:24:46 «То есть состояние пустоты, вот эта самая пустота – это самая глубокая информация в сознании истинного Я. Давайте еще раз. Допустим, вот есть я – это атман, зеркало. Допустим, понятно, опыт – это астрономические цифры. Но вот у меня есть 100 единиц прошлого опыта.» 00:25:23
Каузальные данные и уровень практикующего [00:25:53]
«Давайте проще. Где они находятся? В каузальном мире. Так ведь? 100 единиц опыта. Они проецируются на астральный мир в виде образов и происходят здесь в виде явлений. Мы это знаем, понимаем. 100 единиц. Конечно, первый вопрос – это вопрос о том, а что это за опыт? Если это опыт убийства, воровства и прелюбодеяния, то это никуда не годится. Только что и остается как упасть в ад. Так ведь? То есть поэтому мы ведем практику. То есть мы меняем этот опыт, мы накапливаем заслуги, мы изучаем учения, мы отмываем прошлую плохую карму. Здесь все окей.» 00:25:53 «И, в общем-то, да, моя жизнь, состояние моего сознания, состояние моей души. А здесь как раз верно. Есть я, а у меня есть душа. Душа не есть я. Состояние моей души будет определяться вот этими 100 единицами прошлого опыта. Здесь все окей. Это понятно. Но вот я за счет правильной духовной практики пережил первое просветление и рассмотрел, ну, условно 10 единиц из этих 100.» 00:26:31 «Рассмотрел и полностью прекратил их действие. Сделал их прозрачными. Вот эти 10 единиц уходят в мой элемент, в сознание атмана, в мое самое глубокое сознание. И тогда ценность меня, как практикующего, как истинного я, будет определяться вот этими 10 остановленными единицами. Именно они будут определять глубину переживания мною состояния нирваны и стабильность этого состояния.» 00:27:02 «Вот моя ценность, мой уровень, моя мудрость, способность видеть так как есть, будет определяться вот этими 10 остановленными единицами. Понимаете? То есть в этом заключен ответ на вопрос о том, почему есть много уровней. Почему есть первое просветление, почему есть множество ступеней освобождения. Почему после реализации состояния Архата еще есть 9 ступеней, а вот именно из-за этого.» 00:27:36 «То есть сколько счистил опыта, а счистил означает сделал прозрачным, прекратил действие. И вот этот прозрачный опыт перемещается в сознание истинного я. И тогда он дает стабильность. И от этого зависит глубина переживания и стабильность переживания изначального состояния. То есть еще раз, пустота - это сущностная информация самой глубокой части сознания в истинном я. И все определяется тем, сколько единиц прошлого опыта опустошил и переместил в этот элемент, в это сознание.» 00:28:08
Личное просветление и вторая загрязненная часть зеркала [00:28:47]
«Значит теперь, допустим, я на 100% очистил себя, вот это зеркало. Что будет, что это будет за уровень? Это будет состояние личного просветления и освобождения. Но в этот момент я обнаруживаю, что есть другая часть. Еще одна часть зеркала, еще большая, и она тоже загрязнена. Почему? Потому что все, что есть вовне нас - это тригунны. Три фундаментальные энергии, которые формируют вселенную.» 00:28:47 «Тригунны - это все, вся вселенная. Все данные, весь опыт, вся информация - это тригунны. И вот они на нас налипли. Я очистил только ту часть, которая относится к моему прошлому личному опыту. И вот этой чистой частью я могу правильно отражать, видеть так, как есть. Вот в этой части зеркала я погружен в свободу, в счастье и в радость, в состояние нирваны. Но остальная часть отражать вещи верно не может.» 00:29:19
Путь бодхисаттвы против ухода архата в нирвану [00:29:53]
«И путь бодхисаттвы - это счистить оставшуюся часть. А архаты, те, кто следует только пути личной практики, они уходят в нирвану. И вот эта часть остается грязной. То есть опыт, весь опыт не пережит, не остановлен, и соответственно состояние нестабильное. И вот именно из-за этого и была сформирована Вселенная.» 00:29:53
Три гуны, пуруша и пракрити; нестабильность частичной нирваны [00:30:25]
«Давайте еще раз разбираться. Тригунны, они существуют вечно. Это данные всей Вселенной, энергия всей Вселенной. Вот все, что есть вовне нас. В Индии говорится "пуруша", "атман" и "пракрити" гуны. Вот я и не я. И суть в том, чтобы полностью пережить. Вот это не я и полностью остановить этот опыт. А если пережил его лишь частично, то есть наполовину очистил свое зеркало, то состояние будет нестабильным, не будет исчерпывающего опыта.» 00:30:25
Безначальное прошлое и циклическое разрушение Вселенной [00:30:56]
«И вот в безначальном прошлом, безначальное прошлое - это такой интересный момент времени, это повторяется периодически. То есть это не начало времен, никакого начала времен нет. Просто периодически большая Вселенная разрушается. И мы все, вот еще раз, мы все входим в состояние нирваны. Кто-то, кто пережил много опыта, входит в состояние маха нирваны, великой нирваны, окончательной нирваны. А кто-то в состоянии первой нирваны, нестабильное состояние.» 00:30:56 «И не надо думать, что был какой-то "пуруша", такой божественный когда-то там в безначальном прошлом. Ему там чего-то надоело, он куда-то там двинулся, и теперь мы появились и из-за этого страдаем. Вот давайте эти глупости оставим. Мы с вами, все вот, сколько у нас? Двадцать человек вот сейчас. Вот все двадцать, по отдельности, были в состоянии нирваны в безначальном прошлом. И судя по тому, что мы сейчас здесь, у нас не доставало опыта.» 00:31:28 «Не доставало опыта того, что три гуны не являются нашей истинной сущностью и не могут дать нам свободы, счастья и радости. И поскольку этого опыта не доставало, мы уж не будем показывать пальцем и говорить, кто конкретно. Вот давайте тоже не будем вот этим до мышей докапываться, да, вот кто это был? Мы, вот кто-то из нас, да, значит, мы увлеклись гунами.» 00:32:00
Увлечение отраженным светом гун и большой взрыв [00:32:30]
«Но вот это увлечение, тоже интересный момент, мы увидели отраженный свет, то есть себя-то мы видеть не можем, вот как свои уши, да. Есть свет, атман излучает такой бриллиантовый свет, и он отражается от гунн. Рад же свидеться золотым, саттва видится серебристо-белой. И мы, поскольку у нас не было исчерпывающего опыта, мы очень удивились. Мы же так, значит, есть что-то вовне меня, то есть я не один, есть кто-то еще, что-то еще, а может быть там есть что-то, что превосходит мое нынешнее состояние.» 00:32:30 «И тогда мы устремились на этот золотистый и серебристо-белый свет. Произошло, вот этот элемент пришел в движение, сознание наше, сознание пришло в движение, и мы устремились к гуннам. Произошел сильнейший взрыв, сильнейшее взаимодействие, мы соприкоснулись светом и вибрациями с гунами. Произошел большой взрыв, то, что в современной физике называется большим взрывом, и была сформирована большая вселенная.» 00:33:05
Формирование трех миров: каузальный, астральный, явлений [00:33:35]
«Каузальный мир или мир без форм, а Ру-полока, мир информации и света, свет - это информация, астральный мир или мир форм, Ру-полока, мир образов. Ру-полоки формируются из света под воздействием энергии звука, то есть звук из света формирует образ. И дальше сформирован был мир явлений или мир страстей, грубый материальный мир, в котором мы живем сейчас.» 00:33:35
Падение в авидью, тьму, и ложное самоосознание [00:34:05]
«Три мира сформировались, это был большой взрыв. И мы погрузились в состояние авидьи, кромешной тьмы, то есть если различаем свет, то, извините, будет тьма. Они не могут взаимоисключать друг друга, они существуют только вместе. Мы устремились на свет и притянули гуну темноты, тамас, и оказались в кромешной тьме. Географически это не бытие нижнего каузале, то есть движение начинается из небытия, да, из каузале.» 00:34:05 «Нам и истинному я. Присуща способность к самоосознанию, то есть мы хотим себя идентифицировать. Если налипли гуны, то мы начинаем искать себя вовне, то есть это получилось ложное само-сознание. Истинное само-о-сознание было утрачено, мы потеряли себя из виду, но мы же хотим себя найти, вот мы и пошли вовне. Возникает каузальное сознание сверхподсознание, мы начинаем считывать информацию.» 00:34:35
Определение авидьи: фундаментальное невежество [00:35:09]
«Но, вот теперь давайте дадим точное определение понятию авидья. Ну понятно, авидья, то есть невидение, то есть я не вижу себя, не вижу и пытаюсь себя найти вовне. Ну так обычно говорится, стандартное определение. Ну обычно это говорится фундаментальное неведение, то есть незнание, неспособность к пониманию. Или фундаментальное невежество, вот это точнее. Ну фундаментальное - это потому, что оно лежит в основе, то есть первое, что прилипло - это авидья.» 00:35:09
Видеть пустоту: три аспекта непустотности объектов [00:35:44]
«Вот самое глубокое - авидья. Что такое невежество? Ну невежество - это когда я не вижу вещи так, как они есть. Так ведь? А что значит "видеть так, как есть"? Вот очень часто и сегодня я использовал это слово в сочетании. Что это значит? Это значит видеть пустоту. То есть что такое пустота? Ничто воспринимаемое не обладает своей самосущей природой. Вот это первое.» 00:35:44 «Второе - ничто воспринимаемое не есть я. А значит ничто воспринимаемое не может дать мне свободы, счастья и радости. И третье - ничто воспринимаемое не обладает свойствами. То есть ну давайте еще раз, чтобы было все, чтобы все было точно. Значит вот есть какая-то еда замечательная. Она обладает физическими и химическими свойствами. Она может быть теплая, холодная, твердая, мягкая. В состав пищи могут входить те или иные химические элементы.» 00:36:14
Несубстанциональность вещей: страдание и радость — работа сознания [00:36:46]
«Это формирует тот или иной вкус. Но если мы едим какое-то изысканное блюдо, мы говорим это счастье. Я бы всю жизнь это ел. Такое наслаждение. Очень хорошо, мы съели одну порцию, вторую. А если мы съели десять порций? Нас начнет выворачивать. То есть еда вдруг превратится в страдание. Еда та же самая, ничего не изменилось. Химический состав, физические свойства, все одно и то же. Но вдруг еда превратилась в страдание.» 00:36:46 «То есть вещи пусты, не субстанциональны. То есть не обладают субстанцией. И не могут быть страданием или радостью. Страдание или радость - это работа сознания. И вот этого мы не видим, не понимаем в состоянии фундаментального невежества. То есть невежество. Я не вижу, что вещи не есть я. Что там нет свободы и счастья. И как следствие, если я не вижу, я хочу получить.» 00:37:17
Из авидьи рождается эгоизм и тяга к объектам [00:37:50]
«Я хочу получить эти вещи. Ну, понятно, в каузальном мире нет никаких желаний. Есть движение сознания в сторону света и считывание этого света. А вот в астральном мире уже возникают тенденции. О, это легкость, это удовольствие. Я хочу пребывать в легкости, хочу пребывать в удовольствии. Хочу пребывать в изумительном по красоте миру. Помните, небеса при чистых обитателей, чистые земли. Небеса красоты, небеса света и звука.» 00:37:50 «Я хочу привязанность к форме. То есть это такие тенденции. Там, конечно, все в абстрактной форме. То есть там нет конкретных грубых желаний. Когда все это спускается, эти данные спускаются в мир явлений. Но здесь уже конкретика. Да, я хочу, дайте. Или я ненавижу, уберите. Здесь конкретика. Но вот это все исходит из авидьи. То есть я не вижу и поэтому думаю, считаю, что вещи что-то дадут. И стремлюсь к вещам, стремлюсь к объектам. Как это называется по-другому?» 00:38:21 «Это называется эгоизм. И вот эта тьма авидьи - это невежество и эгоизм. И они лежат в основе. Теперь, я думаю, становится понятно, почему все есть страдания. Часто говорят, что вот, ну, например, почему люди там ненавидят, воюют. Ну, объясняется, что это присуще, это в нашей природе. Ну, это ошибка. В природе, то есть в истинном я этого ничего нет.» 00:38:51 «Там нет двойственности, там не может быть ненависти, там не может быть пристрастия. Но это действительно очень глубоко. Первое, что налипло - авидья, невежество и эгоизм. И поэтому, что бы ни делал, все равно будут желания. И все равно будут страдания. И духовная практика развеет вот эту авидью и очистит вот это зеркало. То есть самого себя. Значит, авидья. Стремимся, не видим, не понимаем, стремимся к объектам.» 00:39:25
Двенадцать стадий обусловленного возникновения: самскара [00:39:55]
«Дальше, сформированный опыт. Вспомните, 12 стадий обусловленного возникновения. Сформированный опыт. То есть, если я себя не вижу, если мое сознание работает, я получаю опыт. Этот опыт что? Первое укореняется, фиксируется во мне. Дальше, он начинает управлять мною. Ничто никогда не заканчивается на первом опыте. Я испытал что-то, я хочу идти дальше. И даже не столь важно, приятно было или неприятно.» 00:39:55 «Приятно давай еще, неприятно давай что-то другое будем пробовать. Я иду дальше. Опыт движет нами, начинает быть нашей движущей силой. Ну, собственно, самскара так и переводится. Движущая сила. И самое главное, существует пресыщение. То есть, сколько не получай опыта, сколько не стремись к радости. Все равно наступает пресыщение. Объекты перестают радовать. И я хочу большего. Я хочу еще более яркого, динамичного. Что это уже надоело.» 00:40:26
Пресыщение опытом как глубочайшее страдание [00:40:56]
«Давайте что-то еще. Вот это, пожалуй, самое глубокое страдание и самая глубокая функция в опыте. Свойство опыта. Приносить состояние пресыщения. Когда все надоело, но не получать опыта. Я не могу, я хочу большего. Собственно, вот это и есть все. Развитие цивилизации. И дальше тоже важнейшая функция опыта. Это развлечение. То есть, последующий опыт видится через предыдущий.» 00:40:56
Душа как искусственная иллюзия из невежества и эгоизма [00:41:28]
«Развлечение. Поэтому этот мир - мир двойственности. А если есть развлечение, то есть душа. Развлечение, воля, представление. Кстати, да, такие же, как в элементе. Наверное, именно поэтому отождествление с ложным "я" такое сильное. То есть, это иллюзия нашего, того, что нам присуще изначально. То есть, мы, если мы развлечаем, то мы хотим. То есть, мы представляем душа. В центре души существует атман. А то, что налипло вокруг - это душа.» 00:41:28 «Душа - это искусственно созданная иллюзия. Кем создано нами, атмана. Вследствие чего? Вследствие невежества и эгоизма. Это душа. Ну и дальше вся эта душа, эти данные проецируются на мир явлений. То есть, мы хотим конкретики. Ну, что такое душа? Вы захотели есть, покушать захотели. Вы представили. Вы еще больше захотели. Вы подумали, вы вспомнили вкус, запах, вид, пища.» 00:41:59 «Вы будете удовлетворены этой мыслью, формой, этим образом. Никогда не будете. Вы захотите встать, пойти на кухню, приготовить, поесть. Правда? То есть, вот данные из астрального мира обязательно спускаются сюда. Почему? А мы хотим конкретики. Мы всегда хотим конкретики, более грубых ощущений. Поэтому существует три мира. Поэтому они работают. Значит, теперь, вот наше нынешнее состояние.» 00:42:29
Строение ложного я: пять накоплений и три слоя [00:43:02]
«Пять накоплений. Ложное я. Мир явлений, физическое тело, грубые органы чувств. Поверхностное сознание. Грубое, конкретное, вот здесь. Такое первое составляющее ложного я. Чечковое, ложное я, которое обычно и считается, как я. Вот он, я, видите, паспортные данные. Да, мои какие-то мысли, которые, образы. То, что всплывает в поверхностном сознании, это есть я. Глубже, вот это душа, джива, нама, да.» 00:43:02 «Различение, воля, представление, астральный мир. Вот то, что преобладает в астральном мире, это образы. А еще глубже каузальный слой данной. Данные в чистом виде. Опыт и информация, да, свет. Груб, фундаментальное невежество и эгоизм. Так? А существует это все, потому что налиплет тригуны. А мы - это чистое прозрачное зеркало. И задача - все это счистить. Так, а что происходит в момент смерти, когда мы умираем?» 00:43:32
Разборка ложного я в момент смерти [00:44:05]
«Вот здесь, здесь же происходит разборка и сборка ложного я. То есть, мы отдаляемся от физического тела, органов чувств. Прекращается работа поверхностного сознания. И выкакиваем астральный мир. То есть, образы, все наши эти тенденции, подсознание, все это остается позади. То есть, душа эта полностью исчезает. Кстати, получается, не перевоплощается душа. Перевоплощаемся мы. Что покидает физическое тело? Я, атман. Сцепленный со мной элемент.» 00:44:05 «Способность к самоосознанию, ну уж какая есть. И то, что я беру, на самом деле я беру, это каузальные данные. Данные пятого накопления. Данные развлечения. На поверхности то, что преобладает, данные этой жизни. Поэтому говорится, что эта жизнь обусловлена прошлой жизнью. То, что накоплено в этой жизни, переносится в следующую жизнь. Понятно, сюда подплюсовываются данные из поза, поза, поза, поза прошлых жизней. Безусловно.» 00:44:36
Ясный свет, данные пятого накопления и новое перевоплощение [00:45:06]
«Ну вот, я вхожу в этот ясный свет. Это все данные, которые я накопил до настоящего момента. Прозрачная вот эта Дхармакая. Данные пусты. Не обладают своей самоосущей природой. Не являются мной. Не могут причинить страдания или удовольствия. Но я-то этого не вижу. Я ж невежество и эгоизм. Я устремляюсь к этим данным. На поверхности что? Вот та жизнь, которая закончилась. Понятно, у меня есть, например, ну не знаю, данные каких-нибудь небес Брахмы.» 00:45:06 «Ну там одна единица. Где-то когда-то, ну допустим, все же мы были когда-то на небесах Брахмы. Но эта единица никогда не определит нашего перевоплощения. Потому что у нас тысячи миллион единиц сверху. Шести миров мира страстей. И вот та тенденция, которая была в предыдущей жизни, вот она определяющая. Мы считываем свет, появляются крупицы самскары. То есть начинает формироваться новое ложное я. Переходим в астральный мир, формируется новая душа. Развлечение, воля представления.» 00:45:36 «Из этой крупицы возникает образ. И мы устремляемся туда. Я решено, я хочу этого, я буду таким. И влетаем в тот или иной мир. Понимаете, так происходит перевоплощение. То есть то, что мы считаем, как я, вот здесь как раз уместно вот это. Понятие, концепция Ан-Атмана. То есть то, что мы считаем собой, это полная иллюзия. То есть все это разбирается в момент смерти, до основания. Но вот если бы преодолеть вот это основание, вот эту авидью. То можно было бы достичь, ну хотя бы первой нирваны.» 00:46:06
Анатман: ассоциация с прошлым опытом как иллюзия [00:46:40]
«Так, ну а что же происходит? Ну вообще, если без духовной практики, то все очень бессмысленно. То есть мы бесконечно перевоплощаемся. Данные работают. Проблема в том, что из-за авидьи мы ассоциируем себя с прошлым опытом. То есть прошлый опыт и есть я. Вот это я, я вот эта личность. Нет, это то, что прилипло на зеркало. И то, что мешает правильно увидеть. Тогда что необходимо делать?» 00:46:40
Ошибочный аскетизм против проявления данных [00:47:10]
«Ну здесь начинаются всевозможные, если нет истинной дхармы, то такие гадания на кофейный гущ. Но все страдания от всего отречься. Вот уйти в джунгли, ходить голым. Или куда-нибудь забуриться в землянку. Не есть, не пить, каким-то самоистязанием заниматься, еще что-то. Но это очень похоже, допустим, ну не знаю, к вам ворвались какие-то преступники, грабители в ваш дом. А вы спрятались под одеялом. Вы их не видите, они вроде вас тоже не видят. И вы считаете, что это окей, вы решили проблему.» 00:47:10
Созерцать пустоту пяти скандх: махамудра, дзогчен, ваджраяна [00:47:42]
«Вот это все вот эти вот бдения, сидения, вот это вот от всего отречься, нет. Данные нужно проявлять. Что значит проявлять? Вот здесь следующий такой важный пласт учения. Нужно созерцать и увидеть, что пять скандх пусты. Если мы это прозреваем, они становятся прозрачными, происходит самоосознание. Вот это все учения Махамудры, Дзогчена, Ваджраяны, Дзэна даже можно отнести. То есть вот такая сущностная часть истинного учения.» 00:47:42
Аналогия с дыханием под водой: сначала нужно всплыть [00:48:14]
«Созерцать и увидеть, что они пусты, что они не есть я. Ну и тут все не слава Богу. Значит, давайте представим, что созерцание - это дыхание. Вот мы очень хорошо знаем, как дышать. И на опыте, и многие изучают различные принципы дыхания, халатропное дыхание, утробное дыхание, такое дыхание. Замечательно, все знаем, только представьте, что вы под водой. Вам помогут эти знания? Вот вы очень хорошо знаете, как правильно дышать, как делать пранаяму, какие белки переносят, накапливают кислород в клетках.» 00:48:14 «Все знаете, только вы под водой. Вы можете дышать? Вам для начала, чтобы начать дышать и применять ваши волшебные знания, нужно всплыть. А вот мы под водой. И вот это всплыть означает изменение ложного я. Изменение вот того, что сейчас дано, то, что сейчас у нас есть. Ну что это значит? Это значит использовать наши пять накоплений - тело, ощущение, образы, опыт и развлечение - для достижения.» 00:48:49
Использовать и трансформировать пять накоплений [00:49:19]
«Не отрешиться выбросить. Выбросить не получится. Не просто философствовать, а это пусто, а это не я. Под водой вы можете философствовать о дыхании, только от этого у вас не вырастут жабры. Как-то все-таки надо всплывать. Так вот, использовать пять накоплений, трансформировать их. Ну если взять простейший пример, вот есть физическое тело, что можно делать? Можно много кушать, лежать и расслабляться. А можно практиковать, заниматься асаной, цигуном, ведь мы используем тело.» 00:49:19 «То есть вопрос там, как используется? Не в том смысле, это страдание, это не есть я, я пошел, я убираю, я отдаляюсь, я убегаю. Нет, я использую. То есть не существуют хороших и плохих вещей. Вопрос, как вы это используете? Что тогда будет происходить? Вот есть то, о чем мы говорим постоянно. Есть вера и приверженность, есть изучение и учение, правильный взгляд. В прошлый раз мы говорили мысль о достижении высоких миров, намерение.» 00:49:53
Намерение к освобождению совпадает с волей Атмана [00:50:25]
«Вот это намерение, оно соответствует воле истинного я, той воле, которая содержится в элементе сцепленном с истинным я. Вот это одно и то же. Просто нам подсказали через изучение, что, что делает учение? Оно ничего не дает. Оно не учит быть счастливым. Оно не учит даже решать какие-то проблемы. Учение говорит, пробудись. Ты - это прозрачное, чистейшее, изначальное состояние, свободы, счастья и радости.» 00:50:25 «Вот это и есть ты. А то, что ты сейчас считаешь собой, приносит тебе страдания. Это не ты. Ты должен пробудиться и это прозреть. Вот это истинное учение. И когда мы воспринимаем такое учение, если мы действительно верим, начинаем изучать, применять, практиковать, понимать, то возникает вот эта мысль о реализации просветления и освобождения. И она идентична, эта мысль идентична нашему намерению. Вот отсюда взялось намерение Атману.» 00:50:57
Концентрация ведет к успокоению сознания [00:51:27]
«Ну понятно, мы отмываем прошлую плохую карму. Да, мы занимаемся технической практикой. Мы очищаем канал и поднимаем энергию. Что произойдет? Вот здесь еще один такой пласт принцип. Я сегодня иду такими, ну что ли, блоками. Значит, тогда возникнет концентрация. Ну опять-таки здесь просто понять. Вот вы соблюдаете заповеди, делаете добро, понимаете учения, научились контролировать сознание. Вы в спокойном, ясном, чистом состоянии.» 00:51:27 «Что возникнет? Ну, во-первых, вы успокоитесь, а во-вторых, вы сможете сосредоточиться. И вот за счет концентрации успокаивается сознание. То есть поверхностное сознание этого мира начинает приближаться к спокойствию. И вот тут вот этот момент просветления. Опять-таки это невыразимо, но мы обязаны использовать слова, чтобы указать на эту истину. В какой-то момент мы наблюдаем. Сознание за счет концентрации прояснилось и успокоилось.» 00:52:00
Миг реальности: сознание не цепляется за объект [00:52:30]
«Мы можем наблюдать, не бросаться, не хвататься, выгодно, не выгодно. Просто остановиться и посмотреть на внешний мир, на внутренний мир. Неважно, мы смотрим. Просто смотрим и больше ничего. В какой-то момент мы ловим вот этот миг реальности, когда сознание перестало цепляться за объект. То есть объект есть, но сознание не зацепилось за объект. Не интерпретирует объект. Мы просто понимаем и все. Нет движения сознания.» 00:52:30 «Вот этот момент. Если мы бодрствуем в этот момент, если мы действительно овладели осознанностью, концентрацией, успокоили сознание, мы можем поймать вот это изначальное состояние сознания. Вот это то же самое, что я говорил об опыте в самом начале. То есть когда данные есть или какой-то объект есть, но одновременно его нет. Он есть, но он не влияет. Почему он не влияет? Потому что сознание не движется в сторону этого объекта. Вот это состояние пустоты.» 00:53:02
Первое просветление как одна миллиардная абсолютного состояния [00:53:32]
«И если мы бодрствуем, мы испытываем первое просветление. Переживаем первое просветление. Мы какую-то частичку счистили с нашего зеркала. И мы поняли, что значит отражать все так, как оно есть, и при этом не меняться. И мы поняли, что это и есть свобода, счастье и радость. Вот это абсолютное состояние. Мы его ухватили, да, но очень быстротечно. Сознание, поверхностное сознание снова приходит в движение. Мы снова погружаемся в мир двойственности, возвращаются страдания.» 00:53:32 «Но если был опыт, если мы пережили этот опыт, нас уже не сбить с толку. Нас уже не сбить с пути. И дальше мы практикуем. То есть опять-таки практика продолжается. Многие, ну почти все участники испытывали, испытали это состояние. Многие мне пишут в письмах, я вот пережил. И как будто это все. Это только начало. То есть это такая одна миллиардная. Вот одну миллиардную вы со своего зеркала счистили.» 00:54:02
Вырывание корня кармы: созерцание как естественное состояние [00:54:32]
«Но вы поняли, что это. Что это реально. И есть вы, вот это ваше состояние. Значит дальше мы продолжаем практику. И вот здесь мы, ну то, что я об этом говорил, вырываем корень кармы. Ну что это значит? Это значит, если мы фиксируем вот это состояние первого просветления. Если мы большую часть времени способны пребывать в состоянии спокойствия и созерцания. Ну, тут давайте еще такой момент, важно сказать.» 00:54:32 «Есть состояние, в котором у нас получается созерцание. А есть состояние созерцания. Это как, ну, вот те, кто упорно тренируются, ну, например, в растяжке. У вас в какой-то момент получился шпагат, вот вы коснулись пола. Вот на какое-то мгновение, больно, тяжело, но вы коснулись. Ой, получилось, давай быстрее фотографируй, я в шпагате сижу. Вот получилось, у меня получилось, да? А если там, сколько, если с 91-го года сидеть в шпагате.» 00:55:04 «Ну, это примерно то же самое, что сидеть на табуретке. То есть, вот, это естественное положение тела, да? Вот это состояние, разница между сознание за счет концентрации успокоилось и я могу наблюдать. И состояние, когда созерцание и есть естественное состояние сознания. И вот тогда корень кармы вырывается. Почему нужно продолжать практику после первого просветления? Почему это только начало?» 00:55:36
Почему практика продолжается: вся конструкция ложного я осталась [00:56:06]
«А потому что ложная я как работала, так и работает. Ваш астральный мир, ваша душа продолжает работу. Данные искусственного мира спускаются в астральный мир и проецируются в этом мире. Все осталось. Почему, кстати, кто отдает приказы, кто разрешил, почему данные двигаются? Они шили. Атман. Себя не вижу и ищу себя вовне. Инструмент восприятия - это сознание. Почему сознание работает? Мы его побуждаем. Атман.» 00:56:06 «Атман побуждает сознание двигаться. Сознание движется и данные начинают ходить. А душа, ну, шире, ложная я, пять накоплений, такие пять полок. Стеллаж с пятью полками. Там находятся данные. И эти данные перемещаются. Ну, если представить действительно стелла, что, ну, раньше бы это были видеокассеты, попозже там какие-то DVD-диски. Сейчас, наверное, какие-то просто флешки. И вы берете флешку, вставляете в компьютер и видите. А, здесь кино, здесь фотографии. Вот этот компьютер, то, что воспроизводит информацию, это сознание.» 00:56:37 «А место хранения - это пять накоплений. А то, что побуждает сознание двигаться, это вы. Вы отдаете приказ. Но, вот эта воля наша, истинная воля, атмана, желание, оно желание чего? Желание свободы, счастья и радости. Но она искажена. Вот этот луч света, он многократно преломляется. И на выходе получается все те же невежества и эгоизм. То есть не там ищем. Я думаю, что вот свобода - это вот в этом, а счастье - это вот в этом.» 00:57:07
Принцип домино: первый толчок дает Атман [00:57:38]
«Это действие прошлого опыта. Исходник, вот первое, да, приложение силы, да, первый толчок, и пошло вот этот принцип домино. Вот первое движение - это мы сделали атман. Наше сознание пришло в движение. И дальше по цепочке сверхподсознание считывает данные в каузальном мире. Они проецируются на астральный мир. В астральном мире работает подсознание. А значит, развлечение воли представления мыслей формы, хочу конкретики. Это спускается сюда в мир явлений.» 00:57:38 «Стоит поверхностное сознание, и мы действуем. И говорим, вот он я, смотрите, я - это личность. Нет, в этом смысле никакой личности нет, все иллюзия. Так вот, почему после первого просветления нужно продолжать практику? А потому что вся эта конструкция осталась. Она как работала, так и работает. Но мы краешек зеркала очистили, поверхностное сознание остановилось. И данные из астрала, из нашей души, из подсознания, они проецируются сюда, а реакции у нас нет. Из внешнего мира, через органы чувств мы ловим тысячи ощущений, а реакции нет.» 00:58:09
После просветления данные опустошаются, новая карма не копится [00:58:41]
«Мы видим как есть, но при этом не меняемся. Понимаете, почему первое просветление, оно первое. Это частичка, как бы начало, односотая абсолютного состояния. Но точно такое же состояние. Почему я так ратую за первое просветление? Что вы тогда понимаете, что такое атма, что такое нирвана, что такое вы. Так? То есть данные из внешнего мира приходят. Я знаю, я вижу, я понимаю, реакции нет. Значит что? Я новой кармы не накапливаю.» 00:58:41 «Данные прошлого опыта, вот они спускаются, вот желание, воспоминание, моя шевеланка. Знаете как спускаются иногда? Ой, столько всего спускается. А сознание в движение не приходит. Значит что? Данные опустошаются. Данные опустошаются. А новых я не накапливаю, желания-то не формируются. Я же не действую. Я действую естественно, в соответствии с учением я накапливаю. Окей, я накапливаю новые данные, но это данные намного более высокие. Это данные уже высоких миров.» 00:59:11
Дхьяна, самадхи и личная нирвана половины зеркала [00:59:42]
«А прошлое я опустошаю. И дальше я расширяю свою практику. И вот там начинается дхьяна, самадхи, остановка ложного я. И вот я добрался до каузального мира. Высунул голову в каузальный мир. Понял как все это функционирует. Если удалось остановить сверхподсознание, то я переживаю настоящую нирвану. Но пока что только личную. То есть половинку своего зеркала я полностью очистил. Что значит очистил?» 00:59:42 «Данные остались, но опустошились. Стали прозрачными. Перестали оказывать на меня влияние. И вот эта прозрачность, вот эти прозрачные данные перешли в мое глубинное сознание. И это определяет уровень или глубину переживания свободы, счастья и радости мною. И они же определяют мою стабильность. Ну, я в прошлые раз и рассказывал. Если достичь личного просветления и освобождения, все будет определяться тем, сколько прошлой кармы еще осталось.» 01:00:13
Стабильность зависит от остатка прошлой кармы; история Маха Моггалланы [01:00:45]
«То есть новой уже не формируется. Прошлая карма, которая определила вот эту человеческую жизнь, она подходит к концу. Вопрос там, сколько ее осталось. Вы знаете, великого святого Маха Моггаллану. Одного из лучших учеников Будды, лучшего обладателя сверхъестественных способностей. Так вот, он в поза прошлой жизни был Марой. И напал на Будду, как в санду, и на его учеников. И там кому-то разбили голову по его приказу.» 01:00:45 «И после этого он упал в ад, разумеется. Отмыв карму в аду, он перевоплотился учеником Будды. Он достиг архатства. И его последнее, что держало, вот та самая карма, когда по его приказу кому-то разбили голову. И в итоге, по-моему, там в сутре говорится, что ему было 84 уже года. На него напали разбойники, разбили голову. Эта карма была отмыта, и он ушел в Нирвану. То есть вот последнее, что оставалось. Понимаете, да? Но. Тут еще один пласт.» 01:01:16
Опустошение данных в трех мирах терпением и созерцанием [01:01:47]
«Значит, мы же накапливаем заслуги. Мы же не сидим. Сидение-то оно бессмысленно. Мы отмываем прошлую плохую карму. Вот опустошаем эти данные. Просто опустошаем терпением в этом мире. С созерцанием в этом мире. С созерцанием в астральном мире. С созерцанием в каузальном мире. Мы опустошаем данные в трех мирах. Чем глубже, тем быстрее и эффективнее. Почему говорится махамудры-мгновенное освобождение? Если вошел в каузальный мир, можешь скопом остановить все, что там было.» 01:01:47 «Да, вот эти прозрачные данные, они в сознании истинного Я. Зеркало очищается, очищается, очищается. Расширяется состояние свободы, счастья и радости. Состояние спокойствия и созерцания нирваны. Расширяется. Но мы же параллельно накапливаем новую карму. Но только это уже особая карма. Это заслуги. Это данные духовной практики. Мы же изучаем учения. Делаем добро. Практикуем четыре пробужденных в состоянии. Они всегда накапливаются.» 01:02:20
Заслуги практикующего и выбор: уйти в нирвану или вернуться [01:02:50]
«И вот тут вопрос. Что мы будем делать дальше? Вот это наше зеркало наполовину стало чистым. Этой чистой половиной я могу отражать все, как есть. Можно сказать, я могу отражать каузальный свет. И не подвергаться новому влиянию. То есть данные я больше не буду считывать. Я вижу их как есть, вижу их пустотность. Поэтому они на меня не влияют. И вот этот опыт пустоты определяет мою стабильность. Так, очень хорошо. А вот эти заслуги, вот это все, что я накапливал. Если я, практикующий Хинаяной, малой колесницей.» 01:02:50 «Ну сейчас это я вам говорил много раз невозможно. Ну теоретически. Я задумал уйти в нирвану, тогда я все опустошаю. Я все останавливаю. То есть и заслуги, и добродетели, и остатки вообще прошлой обычной кармы, которая формировала мою жизнь как таковую. Я все опустошаю. Полностью останавливается элемент, который сцеплен со мной. То есть сознание атмана, воля атмана, представление атмана. Вот это все останавливается, все, возникает нирвана. Я ушел.» 01:03:21 «И снова, понятно, я изменился. Понятно, я стал более опытным по сравнению с безначальным прошлым. Но по сути, я вернулся в ту же самую точку. Всю-то вселенную я не познал. А тригун - это вся вселенная, понимаете? Не только я. Я - это часть. Вот мой личный опыт, вот это ложное я. Это часть вселенной, понимаете? Я познал себя, вот это ложное я. Я был на части, увидел пустоту, остановил весь опыт, все. Сделался прозрачным, ушел.» 01:03:51
Перевоплощение по намерению ради опустошения опыта гун [01:04:21]
«Но гун - это я так и не познал. И поэтому в практике Махаяны и Ваджраяны мы, используя заслуги, используя вот эту карму практикующего, перевоплощаемся снова. Но перевоплощаемся не просто механически, как обычные люди, по карме. Ну вот были данные миролюдей. Родился человеком, были данные животным. Мышкой, белочкой, тараканчиком. Вот механически. Отмыл эту карму, что-то на поверхности всплыло другое. Я еще где-то перевоплотился.» 01:04:21 «И вот нас носят. Нет. Здесь уже данные заслуг. То есть я накопил заслуги, не знаю, вторых небес. Или четвертых небес. Я перевоплотился на небесах тушит. Или я перевоплотился в верхнем мире форм. Ну или если это достижение действительно высокое, когда перевоплощение определяется по намерению самого практикующего. Я не буду идти в мир людей уже как такой очень серьезный учитель дхармы. Но я буду использовать вот эту информацию, эти данные, которые я взрастил в себе, занимаясь духовной практикой.» 01:04:51
Получение опыта на примере жадности к материальному [01:05:22]
«Так, для чего это нужно? Для того, чтобы получить и опустошить весь оставшийся опыт. Вот что с этим? Давайте последнее на сегодня. А нет, предпоследнее. Значит предпоследнее на сегодня. Что значит это получение опыта? Почему оно необходимо? Давайте возьмем простой пример. Жадность. У всех была жадность или есть жадность к материальному. Пристрастие, привязанность к материальному каким-то штукам. Вот деньги, вот счастье купил, получил.» 01:05:22 «Вот стабильность. Деньги в сейфе лежат, стабильность моя. Вот это жадность. Значит, занимаясь духовной практикой, я эти данные собственной жадности опустошаю. То есть деньги перестают играть какую-то огромную роль в моей жизни. Они нужны для жизни, да. Но я не завишу от них, как раньше. Я не коплю вот эти сотни миллионов, не трясусь. Нет страха, нет движения. Есть опыт, могу использовать, могу поделиться.» 01:05:52 «Могу на основе опыта сказать, нет, деньги не являются определяющим фактором. Это условия для духовной практики. Да, нужно крыша над головой, нужна одежда, но не более того. И поверьте, не нужно так много денег, как об этом говорится в обществе. То есть свою жадность я остановил. Вот этот опыт стал прозрачным. Он перешел в мое сознание, в сознание атмана. Он дает мне зрелость души, дает мудрость, дает стабильность. Это такое личное просветление.» 01:06:24
Впитывание чужих вибраций как условие пути бодхисаттвы [01:06:55]
«Вот эти данные я опустошил. Мое зеркало стало на какую-то часть чище. Да, я могу отражать все, как есть. Вот обрел вот эту мудрость, реализовал свою вот эту изначальную мудрость. Окей, а что дальше? А дальше я продолжаю жить, продолжаю практиковать, и я контактирую с людьми. Ну, например, если говорить лично обо мне, я провожу консультации, читаю лекции, встречаюсь с людьми. Я впитываю в вибрации. Впитываю в вибрации, ну, например, той же жадности.» 01:06:55 «То есть это не значит, что я хочу получить опыт, значит, я пойду сейчас, не знаю, украду денег или там кредит возьму, у бандитов причем, 300 процентов, чтобы получить опыт. Я же должен получить опыт. Нет, это идиотизм, а не опыт. Я впитываю в вибрации. То есть страдания от жадности других людей переходят ко мне. Почему они могут перейти? Потому что я очистил.» 01:07:29 «Я хотя бы сделал чистым, хотя бы небольшое пространство на своем вот этом зеркале. Хотя бы небольшое, это необходимое условие. То есть если есть вот это переживание пустоты, тогда можешь принимать карму. Не в смысле, что избавлять как, знаете, Иисус Христос, Будда, избавлять от страданий. Нет, воспринимать, действительно получать вибрации, данные от других людей и чувствовать их как свои собственные. То есть общаешься и возникает, например, расстройство желудка.» 01:07:59 «Или начинают гореть манипуры чакры. Или возникают мысли о жадности, о деньгах, о материальном. Возникает страх, возникает такая тяжесть, замутнение. Это принял чужую информацию, чужую энергию. Но потом за счет практики все это опустошаешь. А что тогда произойдет? Тогда убеждаешься, что то, что можно получить и то, что можно потом остановить, опустошить не есть Я.» 01:08:30
Исчерпывающий опыт: больше нечего испытывать [01:09:00]
«То есть снова переживаешь опыт пустоты. И вот это пространство пустоты, вот эта чистая часть зеркала расширяется еще больше. То есть получается, что Я, ну или тот, кто идет по такому пути, переживает и останавливает не только опыт своей личной жадности, но и жадности других. То есть он получает исчерпывающий опыт жадности. Испытал все, что связано с жадностью.» 01:09:00 «Это в нем, но это прозрачно. Этот опыт испытан и остановлен. Что тогда произойдет? А тогда получится, что больше нечего испытывать. Я испытал, это во мне, это остановлено и не влияет, хотя я могу использовать этот опыт. Мне больше нечего испытывать. И соответственно тогда меня уже ничто не может увлечь. Ну если говорить о материальных пристрастиях, то если я испытал все, связанное с деньгами, они перестали играть какую бы то ни была роль.» 01:09:31 «Тогда уже не увлекут миллионы долларов. Не потому что я святой и отрекся, а потому что я пережил и остановил, сделал прозрачным этот опыт. Вот это опыт пустоты, вот это мудрость, это зрелость души. И не только в личном аспекте я пережил и остановил, сделал прозрачным, но и в масштабе хотя бы этого мира. Потому что я получил чужой опыт, чужие вибрации и их остановил. Если ты просто дважды прошел жадность, дважды ее искоренил, тогда это стабильное состояние.» 01:10:07
Гуны трансформируются в любовь, похвалу и безразличие [01:10:40]
«Тогда больше нечего испытывать и тогда уже ничто не может завлечь. Понимаете? Тогда в следующий раз, если переживешь более высокую нирвану, тогда ты понимаешь гуны. Тогда ты знаешь, что они анатман, они никогда не дадут свободы, счастья и радости. И твое сознание никогда не придет в движение в отношении этих гунн. Но там есть еще такой момент, что гуны становятся любовью со страданием, похвалой и безразличием. То есть для достигшего состояния Будды гуны это не ненависть, невежество и жадность.» 01:10:40 «Это не страдания, это любовь со страданием, похвалой и безразличием. Он их трансформирует. И тогда получается, что гуны не могут оказать влияние, не могут причинить страданий, тогда все становится нирваны. Хорошо, значит остановил личный опыт, получил опыт других и точно так же остановил его, сделал прозрачным. Тогда устойчивое состояние, тогда расширяется состояние пустоты. Вот эта сущностная информация в глубокой части сознания Истинного Я.» 01:11:14
Три условия практики: момент просветления, энергия, основа [01:11:44]
«А теперь последнее. А что нужно, какая практика нужна для того, чтобы пройти этот путь, все это испытать? Представьте, что есть, ну я не знаток химии, но допустим есть три, неких три вещества А, Б и С. И если их смешать, то произойдет сильнейшая реакция, произойдет гигантский выброс энергии. Но вот есть человек, он что-то там слышал про реакцию, он покупает себе вещество А, ставит его на полку,» 01:11:44 «смотрит на него и говорит, вот вообще-то, если там его, говорят, с чем-то смешать, там такое будет, у меня уже есть. Но по отдельности эти три вещества никак не реагируют, они безопасны, они стоят в колбах и никак не взаимодействуют, реакции не происходят. Вот это есть учение. Ну, например, первое, нам необходимо вернуть сознание в состояние спокойствия и созерцания. Поймать вот этот момент реальности, помните, я говорил, да?» 01:12:23 «Когда в какой-то момент сознание перестает цепляться за объект, вот пережить это. Ну, это можно назвать дзеном. Еще раз, я не говорю, что нужно ехать в Японию, снаряться дзэнскими монахами, я говорю о принципе. Вот это дзэнская практика. Нам нужна энергия, то есть без пробуждения кундалини, без разрушения пяти элементов, мы никогда не войдем в дхьяну, на самадхи не достигнем освобождения, но это даосизм, это йога, это учение тантры о каналах ветра и капли души.» 01:12:54
Тхеравада как основа, махаяна и ваджраяна как путь бодхисаттвы [01:13:26]
«Но мы никогда не переживем первого просветления, никогда не пробудем кундалини, никогда не пройдем процесс освобождения, если не будет основы. А вот основа - это тхеравада. Точнее так, тхеравада и махаяна. В Махаяне больше личной практики, то есть все о заслугах, все о заповедях, все о процессе освобождения, все о личной практике. Семь видов тридцать семь элементов освобождения, о которых мы говорили. Тринадцать уровней освобождения - все это тхеравада.» 01:13:26 «Если нет этой основы, то бессмысленны будут все учения о первом просветлении, о каналах, о ветре, о капле души. А в Махаяне, видимо, подразумевается, что мы освоили начальное учение, есть эта база. В Махаяне больше говорится о пути бодхисаттвы, о том, как получить вот эту оставшуюся часть опыта и опустошить его. Поэтому я всегда говорю, что настоящий буддизм, настоящее учение Будды, даже не буддизм, а именно настоящее учение и Будды Сакьямуни, и Будд прошлого, возможно понять, когда южная традиция, тхеравада, и северная, махаяна и ваджраяна, слиты воедино.» 01:13:56
Единство южной и северной традиции; реакция трех компонентов [01:14:34]
«Иначе получается такой инвалид, когда часть буддизма выдается за весь буддизм, именно когда они вместе. Так вот, когда вместе эти три момента, то есть момент просветления, энергия и основа, вот эта трансформация ложного я, объяснение всех принципов практики, вот когда они сливаются воедино, тогда происходит вот эта волшебная реакция, вот этот мощный выброс энергии. И тогда мы действительно, практика становится практикой, она оживает.» 01:14:34 «Мы реализуем первое просветление, мы пробуждаем кундалини, но мы не входим в дьявольское состояние нижнего астрального мира. Мы же трансформировали ложное я, мы же знаем, как это устроено. Мы практикуем восьмеричный благородный путь или десять парамит, или шесть парамит. В сущности, понимаем разницу между ними. Мы трансформировали ложное я, и тогда мы способны действительно пережить просветление и освобождение, которое и есть наше истинное я. Хотя, если использовать человеческий язык, это звучит крайне неправильно.» 01:15:07
Итог: количество остановленного опыта = степень свободы [01:15:41]
«Не существует никакого я в воспринимаемых нами предметах и явлениях. Я - это атман, я - это я. Чистое зеркало, которое отражает все так, как оно есть, и при этом не меняется. И для того, чтобы реализовать это, необходимо прекратить действие прошлого опыта. Количество остановленного опыта определяет степень нашей свободы, счастья и радости. Надеюсь, я смог вам сегодня показать этот принцип, и у вас сложилась общая картина, общая схема истинной дхармы,» 01:15:41 «и подлинной духовной практики, которая всегда основывается на истинной дхарме. Хорошо, после троекратного "ом" прямой вопрос. "Ом"» 01:16:16
Часть 2. Вопросы и ответы
Вопрос: я ли источник большого взрыва [01:16:46]
«"Ом" "Ом"» 01:16:46 «Хорошо. Вадим, спасибо за лекцию. Объяснил хорошо, то есть, в принципе, вопросов не так много. В целом, прям понял. А есть такие, ну, частности. Вот, уже не первый раз слышу, как ты говоришь, что когда истинная "отман" сталкивается с гунами и произошел большой взрыв. И вот здесь у меня прям какой-то юмор. То есть это что, я источник большого взрыва. Да. Ну, то есть это как-то очень, ну, то есть я не настолько страдаю самоторчанием, чтоб считать себя источником как бы этого.» 01:17:17 «То есть нас же много, то есть "отман". Нас много. Нас много. Да, нет, почему? Ну, у них было три. Взрыв света, что создало каузальный мир. Взрыв звука, что создало астральный мир. И взрыв тепла, что создало мир явлений. Три. Но понятно, что не то, что лично ты или лично я. Мы все. Но творить, создавать может только "отман". То есть вселенная создана богом. Да, то есть этот бог и есть "отман".» 01:17:51
Бог-творец как Атман, Брахма и малая вселенная [01:18:22]
«А если говорить о боге как о каком-то, ну, таком, о какой-то личности, то это "брахма". Это уже имеет отношение к созданию малой вселенной. Об этом тоже подробно говорили. А так творить можем только мы. Так понятно? Ну, честно, как-то вот этот момент нестыковки, что как бы "отман", ну, много "отманов", а взрыв один. И вот здесь у меня как бы нестыковки. Ну, это с позиции там вот такой двойственности, то есть как такой, следственный комитет.» 01:18:22
Множество Атманов и единый взрыв: не следственный комитет [01:18:56]
«Сколько было там нападавших, сколько было свидетелей. Давайте всех посчитаем, поймаем. Ну, не так же это все считается. Но не существует какого-то одного вот "атмана", вот он такой вот. То есть те, у кого было накоплено достаточно опыта, продолжали пребывать в состоянии независимого существования. Например, Всевышний Бог Шиво. А мы, такие глупые как мы, поддались на гуны, польстились, устремились к ним. И вот устроили, устроили большой взрыв. Вот и упали, да.» 01:18:56
Вопрос Ивана: первый Атман создал каузальный мир [01:19:30]
«Ладно. Спасибо. Спасибо. Так, Иван. Спасибо за реакцию. И вот в продолжение предыдущего вопроса, чтобы до конца того сводить тоже, чтобы больше не задавать их. То есть это получается, каузальные мира, астральные мира, мир объявлений создались по принципу не без "брахма". Какой-то первый "отман" улегся гудами, и произошел взрыв, появился каузальные мира, а остальные уже в него спустились, получается. Возможно так. Возможно потому, что говорится, что какие-то "отманы" создают Селенную, какие-то нет. То есть да, есть такой момент.» 01:19:30
Аналогия с небесами Брахмы: первый падающий мнит себя творцом [01:20:06]
«В общем, да, хорошая аналогия с небесами "брахмы", что первый падает и дальше думает, и ему кажется, что он творит все остальное, да. Ну, то есть, да. Наверное, уважусь. Наверное. Ну, вот смотрите, видите, как хорошо обсуждать учения. Сразу приходишь к каким-то выводам. И про сборку, разборку, раз уж попомянули, и про первое просветление вопроса. То есть если в момент смерти духовный практикующий, который не испытал первое просветление, не вошел в процесс освобождения, он получается обнуляется, и его "свистенные кармы" связывает только кармическое какое-то, кармическая смерть, да.» 01:20:06
Вопрос о смерти непросветленного: обнуление и каузальный свет [01:20:52]
«И какие-то практики остаются, то есть все остается в каузале. А то, что спустилось из каузале, это уже вторичное, третичное, это такие отражения иллюзии. А вот этот свет, он вечен. И вот сначала, как я вот говорил в начале, да, есть там 100 единиц информации, да, где они в каузальном мире. Данные пятого накопления, виджняны. И вот все определяется, наш уровень, наша жизнь, счастье, страдание, следующее перевоплощение, наш духовный уровень такой начальный, он определяется этими данными, качеством этих данных.» 01:20:52 «А дальше начинается их опустошение. И вот чем больше опустошил, тем более свободен, тем больше погружен в переживание нирваны. Вот так. А данные, да, вопрос там, что там накоплено. То есть тогда вопрос, вот есть 10 единиц информации небес и там 10 единиц ада. Ну, значит, 10 единиц ада надо опустошить, а 10 единиц небес иметь в виду и выбрать соответствующий свет в барда. То есть получается такая уже математика.» 01:21:28
Зачем менять данные: математика опыта и выбор света в бардо [01:22:03]
«То есть я для себя сформулировал, что именно в счастье, в том числе, из-за этого необходимо менять данные. Обязательно. То есть практически всю жизнь, чтобы… Не всю жизнь, а все жизни. Потому что вот этот пример, я надеюсь, вы тоже его почувствовали сегодня, с водой, что надо всплыть. А если не поменяешь данные, не всплывешь, не доберешься до созерцания, не бывает созерцания в мире людей или в мире животных.» 01:22:03 «То есть нужно, чтобы ложное "я" соответствовал каким-то очень высоким мирам, ну, хотя бы миру небес. Да, там небеса тушит, что-то вот туда. И тогда в этом состоянии ты успокаиваешься, да, начинаешь концентрироваться, и вот бац, происходит первое просветление. Да, но до этого-то нужно всплыть. Вот это важно. А это замена данных. То есть не накапливать плохой кармой, накапливать заслуги, добродетели, не растрачивать добродетелей и заслуги.» 01:22:33
Вопрос Татьяны: как опустошать данные всей Вселенной [01:23:04]
«Отмывать уже имеющуюся плохую карму, то есть раскаянием, проявлять данные, терпеть с безразличием относиться. Вот эти практики, безусловно. Да, благодарю. Так, Татьяна. Вот с опустошением личных данных все, в принципе, понятно, тут все чисто. А как опустошать данные всей Вселенной? То есть это до конца существования Вселенной? Нет, не до конца. Опустошаются они точно так же, как и собственные, даже легче, потому что в первый раз тяжело.» 01:23:04 «А вот принял данные другого. Вот нет у меня таких желаний, такой информации. Это явно чужое. И меня мутит, и мне плохо. Тело страдает, образы загрязнились, но сознание неподвижно. Тогда я приступаю к практике, энергия поднимается, засоры уничтожаются, и сознание останавливается в отношении этих данных. Эти данные становятся тоже прозрачными. И они в копилку моей мудрости, если уж так совсем просто объяснять. И если я таким образом переработаю много-много данных, то это уже будет не первая нирвана, а, например, маха нирвана.» 01:23:41
Опыт других как катализатор; не ложиться спать в грязном состоянии [01:24:17]
«То есть речь не идет о том, что прям вся Вселенная, но именно опыт других, не свой личный, а опыт других. Тогда это устойчивое состояние. То есть испытать все, что связано с ненавистью, с невежеством и жадностью. Испытать не в смысле пойти и снова наворотить дел. Мы, кстати, про опыт. Мы дел-то уже наворотили в прошлом. Поэтому не надо искать приключений. Мы наворотили уже всего-всего в нас полным-полно.» 01:24:17 «Это будет проявляться, нужно созерцать и опустошать. И причем ускорять, так скажем, использовать катализатор для того, чтобы это проявилось поскорее и опустошать. Но есть другие. Мы общаемся и мы даже не обязательно проводить консультации по духовной практике. Вы на работе общаетесь. Если вы в чистом состоянии, обратите внимание, вы замутняетесь. Это то же самое. Вы впитываете данные от других. Тогда, почему я говорю, не ложитесь спать в грязном состоянии.» 01:24:49 «Вы их вечером опустошаете и ваше состояние пустоты расширяется. И тогда ваша стабильность будет выше, вы это увидите. То есть через год у вас будет другое состояние. Потому что расширится состояние спокойствия и созерцания. То есть наше зеркало станет еще более чистым. Еще хотя бы на 1/3, на что-то. И вот это важнее. То есть личная база. Без этого вообще ничего не будет. Если мною движут ненависть, невежество и жадность, как я могу что-то объяснить другим? Если сам не испытал спокойствия и созерцания, как можно других к этому привести?» 01:25:21 «Вот это вот беда современной махаяны. Но пережил собственное, остановку собственных данных. Хотя бы на том уровне, на котором это возможно сейчас. Я не говорю стать архатом. Сарипуттой и Маха Моггалланой. Быстренько станьте и идите спасать других. Это невозможно, по крайней мере, взять и сделать. Это процесс. Это процесс практики. Но на своем уровне мы можем пережить остановку данных.» 01:25:54
Опустошение чужих данных как спасение и работа учителя [01:26:27]
«Если этим чистым местом, чистой частью зеркала мы можем правильно отражать данные других. И точно так же опустошать. Тогда это будет расширение и увеличение стабильности. И дальше мы это продолжаем, продолжаем, продолжаем. Вот смотрите, мы данные другого человека опустошили. То есть они для нас опустошились и для него тоже опустошились. Да, кстати, да. Вот это есть, почему говорится, используется спасение. А? Ему полегчало. Да, да, да, ему полегчало.» 01:26:27 «Это как бы у него, как бы, ненавязчиво отбылось. Да, ему стало полегче. Мы не полностью, но мы помогли. Это как, знаете, погасить часть кредита человеку, да, вот ему станет полегче. И устроить его на работу, чтобы он отрабатывал оставшуюся часть. Вот так поступают настоящие учители. То есть берешь на себя часть, да. Ну, то есть это уже работа учителя. Это практика бодхисаттвы. Практика бодхисаттвы. Да, как бы, все понятно. Спасибо большое. Так, хорошо. Ольга.» 01:26:57
Вопрос Ольги: откуда потребность в помогающей профессии [01:27:29]
«Да, здравствуйте. Всем благодарю за лекцию. У меня тоже вопрос по пути бодхисаттвы. У меня вот вопрос такой, немножко, наверное, частного порядка. Здесь многие идут этим путем, да, есть врачи. Вот я в частности тоже иду этим путем, работаю в помогающей профессии. У меня вопрос. Я эту профессию выбрала раньше, чем познакомилось учение. Что формирует, вопрос какой? Что формирует вот эту потребность? Ну, в душе назовем ее так, выбрать вот эту помогающую профессию. Откуда берется эта потребность?» 01:27:29 «Идти путем бодхисаттвы, не будучи знакомым с учением в этой жизни. То есть это память прошлой жизни, это прошлый опыт. То есть мы были знакомы все с этим с учением. Да, это данные прошлой жизни. Я вот все время, в последнее время повторяю, что нельзя отрицать то влияние, которое оказывает на нас опыт практики и реализации в прошлых жизнях. То есть в этой жизни мы думаем, ну откуда же это взялось-то? Нет, это прошлая жизнь. И поскольку мы перевоплощаемся с безначального прошлого,» 01:28:00
Влияние практики прошлых жизней на нынешний путь [01:28:33]
«то у нас очень много данных. И по счастью, есть данные истинной духовной практики, и они проявляются, опять-таки по счастью, они проявляются. Поэтому возникает потребность в пути бодхисаттвы, или мы стремимся к любви и состраданию, мы стремимся к спокойствию, созерцанию и так далее. Да, это данные прошлой жизни. И это замечательно. Собственно, это, понимаете, да, это тяжело так признать, понять, но хотя бы так, то есть мы можем не помнить, скажем, прошлую жизнь.» 01:28:33 «Но вот этот привет из прошлой жизни, вот в прошлой жизни мы прилагали усилия, закладывали истинные данные, и вот сейчас они проявились и служат хорошую службу. То есть то, что накоплено в этой жизни, переходит в следующую жизнь. Вот это важно. И даже если прервется сознание, даже если, да, но по крайней мере мы не упадем в три скверных мира, и даже если родимся людьми, мы снова сможем встретиться с учением. То есть мы продолжим этот путь бодхисаттвы?» 01:29:08
Вопрос Галины: сознание Атмана и совесть [01:29:38]
«Да. Благодарю. Так, Галина. Вопрос, наверное, наимно покажется. Изначально атман обладает сознанием, волей и представлением. И вот бывает, не бывает, мы совершаем действие, и мы какой-то частью нашего сознания всегда понимаем, правильно мы делаем или неправильно. И есть такое понятие — совесть. У меня вопрос. Сознание атмана и совесть, они равнозначены или все же не?» 01:29:38 «Ну, я бы не ставил знак равенства, но да, это, знаете, совесть, я бы сказал так. Совесть — это состояние, когда наша истинная воля проецируется более-менее правильно. А это определяется информацией. То есть в ком по Бабелю квартирует совесть? В добропорядочных людях, которые делают добро, которые обладают какой-то внутренней культурой, контролем. То есть в тех душах, которые более или менее чисты.» 01:30:10
Совесть как более точная проекция воли Атмана [01:30:45]
«А что значит чистота? Это значит более высокие данные. И это значит, что воля атмана, вот наше истинное намерение, оно проецируется более точно. Конечно, не идеально, тогда будет состояние нирваны, но оно проецируется более точно, и я совершаю более правильные поступки. Вот это совесть. И поэтому ненависть, убийство, причинение страданий и другим, вообще-то это противно атману. То есть это противоположно.» 01:30:45 «То есть это стопроцентное отождествление. То есть отождествление сложным я и попытка его удовлетворения. То есть это то, что на другом конце вообще находится. И это отдаляет. Почему? Да, во всех религиях, учениях говорится заповеди, добродетели, мораль, совесть. Почему? Потому что если этому не следует, то мы скатываемся в ад. Мы скатываемся в самую противоположную часть вселенной. Максимально отдаленную от нашего истинного состояния.» 01:31:16
Вопрос Юры: сублимация энергии в бытовых ситуациях [01:31:47]
«То есть получаем самое грязное зеркало. Все понятно, спасибо. Понятно. Хорошо. Так, Юра, еще вопрос. Да, Вадим, был такой прямо прикладной вопрос. По сублимации энергии. То есть прямо вот очень конкретно. То есть когда идешь в метро, и там как бы ненависть, она прям чувствуется. Кто-то толкает, кто-то еще что-то. Раздражение, да. Да, то есть бытовуха такая. И в принципе надо сублимировать энергию, так понял.» 01:31:47 «То есть прям сходу, что называется. То есть кто-то наступил на ногу. И вот тут происходит просто секунда, когда сознание цепляется за раздражение и ненависть. И просто не успеваешь поймать. То есть это происходит настолько быстро. И вот здесь вопрос, как это правильно все-таки это делать, сублимация. Получается, это же процесса как бы два. С одной стороны, процесс сознания, который цепляется за ненависть. И второй это процесс энергии.» 01:32:17 «Потому что сознание уцепилось за ненависть. И тут же начинаешь, ну, гореть, грубо говоря. То есть там подымается давление и так далее. Ну, энергетический процесс, это я прям понимаю. Вот. Но получается, что первый все-таки процесс вот в этой сублимации, это процесс сознания. То есть как бы удержаться от того, чтобы не зацепиться. Вот как это сделать? Ну, это первичное сознание цепляется за ситуацию. Кто-то наступил на ногу. Подхватывается прошлый опыт. Это различается, возникает негодование, ненависть.» 01:32:47
Реализация спокойствия вместо контроля: автоматизм [01:33:17]
«И эта ненависть - есть энергия. Эти процессы происходят мгновенно, потому что мы на них многократно фиксировали память. И для нас они типа обыденные и начинается весь этот бред. По поводу того, что это наша природа. Поэтому давайте друг другу разобьем носы, это в нашей природе. Нет, это невежество и эгоизм, тьма авидьи. И это, во-первых, просто происходит очень быстро. Это только практика. Тут нет средства, типа подыши так, посмотри на кончик носа, прочитай мантру. Могут быть уловки дыхания животом, концентрация.» 01:33:17 «Но что привычно? То есть привычно злиться и сразу бить в нос? Ну, значит это будет проявляться. А если привычно спокойствие и созерцание? В какой-то момент, я просто по своему же могу опыту сказать, а даже бывает сам удивляешься. Сознание не приходит в движение. То есть разница между контролем и реализацией в том, что если реализовал спокойствие и созерцание, все происходит автоматически. То есть наступили на ногу и ничего не происходит.» 01:33:49 «Должна быть ненависть, должна быть боль, должна быть там может быть страх, если человек слабый. Страх сейчас там бить будут, бежать надо. Или наоборот злость, я сейчас вырублю вообще. И ничего не происходит. То есть здесь нет материального вот какого-то, знаешь, ответа, что вот должно быть так, вот ты должен сделать такие-то пункты. Ты придешь к состоянию, когда ничего не будет происходить. Ты ничего не почувствуешь. То есть, ну боль, острое ощущение, кстати, будет, не боль.» 01:34:22
Сублимация на всех уровнях: от ненависти до мира асуров [01:34:52]
«Острое ощущение и все. Ну, если, конечно, кто-то с топором на тебя летит, ты отойдешь, да, ты жизнь сохранишь. Просто, ну это будет тоже естественно без страха, без ярости, без боли, без всего. То есть для тебя все будет такой вот естественностью. Ну, с топором кто-то бежит, да. Бывают люди с топорами бегают. Такое прям продолжение вопроса, Вадим. Получается, эта сублимация, она идет как бы по всем пунктам. Ну, снизу вверх, грубо говоря. То есть, ну, самое нижнее ненависть, самое очевидное. Там сексуальные желания, сублимация.» 01:34:52 «Там дальше же, ну, жадность и все остальное, о чем ты говорил. Но ведь получается, что и выше тоже идет сублимация. А как же? То есть, мы любим человека. Мы не хотим поддаваться этому. То есть, ну, вот, вот. И сублимировать в том числе и любовную привязанность к человеку. То есть, ну, мир и людей. То есть, ну, как раз. И выше получается. И мир асуров тоже, да, сублимировать надо. То есть, не поддаваться там, скажем. Ну, мне нравится там каратэ и постоянно оттачивать, оттачивать, оттачивать там удар ногой, грубо говоря.» 01:35:23
Правильный взгляд, затем медитация в практике (ката, сатори) [01:35:56]
«То есть, как-то вот так не этому поддаваться. Ведь получается, что на каждом же уровне есть что-то такое, чему захватываешься. Ну, сначала, я всегда говорю, сначала правильный взгляд и такое интеллектуальное понимание. То есть, если я бью ту же мавашку по макеваре и думаю, какой я крутой, я круче всех. А еще сейчас пойду на соседей отработаю, потому что он мне там опять, да, чего-то там не то сделал. Но это никуда не годится. Здесь нужно контролировать на основе правильного взгляда. То есть, тут да, тут вот мораль, совесть как угодно, да.» 01:35:56 «А потом отработка там, удара, оно становится медитацией. То есть, он есть и нет одновременно. То есть, сознание полностью исчезает. И остается лишь состояние присутствия. Да? Вот, это цель, кстати, и отработок, и ката достичь первого просветления. Так вот, на Окинаве мастера говорят, цель исполнения ката - реализовать сатори. Это вот, слово в слово.» 01:36:29
Привязанность к человеку: если любишь — отпусти [01:36:59]
«И то же самое с привязанностью, то есть, вдруг перестаешь видеть в другом человеке свою собственность. И все. То есть, с одной стороны, да, есть просто правильный взгляд, и ты не давишь другого человека. А, это как раз фраза, если любишь - отпусти, да? Да, то есть, если вместе мы развиваемся, друг другу помогаем - мы вместе. А если мы просто мучаемся вместе, то если мы любим, то мы должны расстаться, это да.» 01:36:59 «Это чисто вот как интеллект, правильный взгляд, здесь еще нет вот этой вспышки, да, этой прозрачной пустоты. А если происходит остановка сознания - вот есть человек и все. Если ему нужна помощь - я ему помогу. А дальше он не моя собственность, у меня нет движения сознания. Я не буду его в бараний рог скручивать, что ты моя, иди сюда, куда пошла, да? Иди сюда, причиню добро. Вот этого ничего, этого ничего, уже нет, все. И это то же самое, то есть, с ненавистью, с сексуальными желаниями, с гордостью, с захваченностью идеями.» 01:37:30
Захваченность идеями и философией как мир дэвов [01:38:03]
«То есть, раньше бросался, открываешь книгу - о, пуруша прокрития, о, понеслась, все, философия ушел. Неделю думаешь, голова уже раскалывается, уже там, сознание теряешь, да? А сейчас ничего не происходит. Просто, да, если что-то я изучил новое - прекрасно. Саморазвитие, опять-таки, чудесно. Но ничего не происходит, захваченности нет, сознание не приходит в движение. Опять-таки, чистое зеркало отражается так, как оно есть, и при этом не меняется. Вот мы приходим к этому состоянию, но зеркало большое, и можно кусочек очистить,» 01:38:03 «можно очистить еще кусочек, а можно очистить все зеркало. И вот эта глубина правильности видения будет разной. Вот в чем дело. А, грубо говоря, когда захватываешься вот этими, ну, идеями, то есть, там, пуруша, прокрития и так далее, это захват, ну, мира дэвов, получается. Ну, зависит от того, куда это дальше. Вообще, да, это девы. Это вот они любят пофилософствовать самые умные. Они такие очень напыщенные существа. Такой, раздутый до пределов воздушный шар.» 01:38:36
Вопрос Ирины: изначальные качества личности как отработанные [01:39:08]
«Я не могу. Это вот девы. Такие люди есть. Понятно. Спасибо. Спасибо, Вадим. Так, Ирина. Следующая была у вас рука, я вижу. Да. Спасибо за лекцию. Очень интересно, просто своевременно. Потрясающе интересная лекция, полезная. У меня вот такой вопрос. Смотрите, значит, если мы, начиная с детства, приобрели некие качества,» 01:39:08 «благодаря, допустим, родителям, социуму, окружению, да? Вот. И может быть, это не самые лучшие качества, а разные качества, да? Вот. Но, допустим, по ходу жизни, через жизненный опыт, через приобщение к какому-то учению, через практики, эти качества перестают проявляться в нас, и проявляются другие качества, да? Ну, более высокие, скажем так. Вот эти качества изначальные,» 01:39:39 «вот то, из чего состоит личность, в чем состоит разоблачение личности, эти изначальные качества, они получаются как отработанные? Да. То есть они отработаны. Они больше не проявляются. То есть, допустим, вот смотрите, когда ты осознаешь, что ты не Личность, и когда ты начинаешь видеть, как эта Личность тебя проявляет, вот игры Личности, да?» 01:40:12 «То получается, что ты способен вообще управлять очень многими вещами, в том числе реакциями, да? То есть ты совершенно четко можешь понимать. Это не мое. Вот то, что сейчас проявляется, допустим, да? То, что вот сейчас вспыхнет, допустим, да? Какая-то реакция, какая-то эмоция, какой-то поступок — это не мое. И здесь вот и вопрос. Получается, что это отработано?» 01:40:43
Самадхи размышления о я, четвертая дхьяна и формирование личности [01:41:13]
«Да. Значит, давайте по пунктам. Первое. То, о чем вы говорите, когда можешь рассматривать вот эту самую Личность, то это ложное «я», это называется «самадхи» — размышление о наличии «я». Это четвертое дхьяно. То есть когда в четвертое дхьяне останавливается душа, «самадхи» — душа, это называется, тогда понимаешь, что есть истинное «я», что есть ложное «я», но это понимание без понимания, то есть там нет объектов. Но, тем не менее, достигаешь этого уровня. Это раз.» 01:41:13 «Второе. Если реализовал хотя бы первое просветление, если лучше реализовал состояние дхьяна, состояние самадхи, то тогда не то чтобы контролируешь, некого контролировать, понимаешь, что нечего контролировать, желаний не возникает. Не контролируешь не потому, что бесконтрольно, а потому, что нет желаний, нечего контролировать. И третье, то, с чего вы начали, данные, они формируют Личность. То есть душа, Личность — это такая искусно-сознанная иллюзия» 01:41:44 «на счет информации. Ну, что значит информация? Мы совершаем какие-то действия, получаем опыт, этот опыт укореняется, начинает быть нашей движущей силой. Если мы многократно повторяем какие-то действия, основываясь на каком-то опыте, этот опыт укореняется, это называется фиксация памяти, памятование, да? И вот эта тенденция, наработка, она переносится в следующую жизнь или в этой жизни. Но обычно, если что-то такое, вот глубокое такое, знаете, увлечение, вдруг проявился какой-то талант или что-то, да? Это из прошлой жизни.» 01:42:16
Два состояния неподвижного сознания: замутненность и просветление [01:42:49]
«Но постепенно-постепенно это проявляется, мы можем этим заниматься, а потом вдруг это действительно опустошается. То есть помнить помнишь, а движения нет. Существует два состояния сознания, в котором оно не приходит в движение. Первое — это когда все очень плохо, когда настолько все замутнено, что даже какие-то отвратительные действия считаешь нормальным и цинично полагаешь, ну да, это нормально, так и есть, жизнь жестока, да?» 01:42:49 «Когда не реагируешь, не приходишь в движение. Это, по сути, состояние трех скверных миров. А второе — это просветленное состояние или состояние, когда данные опустошились. Вот у меня то же самое было с гитарой, с музыкой. То есть я искренне занимался, мне это нравилось, а потом вдруг это все исчезло. То есть я до сих пор помню аккорды, я могу что-то, наверное, сыграть, сказать, иногда примеры привожу, там всевозможные Р-миноры, а ничего не происходит.» 01:43:19 «У меня нет абсолютно никакого желания брать и что-то петь. Вот просто это опустошилось. Сознание не приходит в движение. Но, еще раз говорю, данные не уничтожаются. Это не амнезия, поймите, да? А данные не приходят в движение, потому что сознание их больше не касается. И вот эти пустые данные переносятся в сознание истинного «я», в этот элемент. И они будут определять степень чистоты нашего взгляда.» 01:43:49
Заметки к транскрипту
[00:33:35]— «а Ру-полока (Арупалока?) / Ру-полока (Рупалока?)» — неоднозначное распознавание.[00:43:02]— «Чечковое (ложное я)» — неоднозначное распознавание.[00:56:06]— «Данные искусственного мира (каузального?)» — неоднозначное распознавание.[01:00:45]— «напал на Будду, как в санду» — неоднозначное распознавание.[01:20:52]— «его свистенные кармы связывает» — неоднозначное распознавание.[01:18:56]— «Всевышний Бог Шиво (Шива?)» — неоднозначное распознавание.[01:35:23]— «мавашку» — неоднозначное распознавание.[01:35:56]— «по макеваре (макивара?)» — неоднозначное распознавание.