Skip to content

№157. Путь Бодхисаттвы. Часть 1

Конспект следует порядку речи. Текст — дословно из транскрипта (термины приведены к каноническим формам глоссарием). Структуру разметил LLM, цитаты вставлены механически без перефразирования. Неоднозначные места whisper помечены [~...?] и собраны в конце.

Часть 1. Лекция

Путь Бодхисаттвы начинается с личной практики [00:00:37]

«[музыка] Так, еще раз добрый день всем, рад всех видеть. Значит, сегодня начинаем, ну, точнее продолжаем разговор о пути Бодхисаттвы. Значит, в прошлый раз немножечко поговорили, договорились о том, что практика Бодхисаттвы это, в первую очередь, личная практика, то есть, если сам находишься на низком уровне, то ни о каком спасении других речи быть не может.» 00:00:37 «Да, то есть, Махаяна основывается все-таки на хинаяне, то есть, нам необходимо, в первую очередь, собственная личная практика, поднимающая энергию, поднимающая сознание, и именно за счет такой практики мы можем помогать другим, это первое. И второе, что мы выяснили в прошлый раз, это то, что существует множество уровней, и есть недостигшие Бодхисаттвы, есть достигшие Бодхисаттвы, то есть, нельзя все привести к какому-то одному знаменателю, сказать, вот это Бодхисаттва, вот точка.» 00:01:24

Отказ от буквального чтения древних текстов: язык современности [00:01:57]

«Значит, первое, такой нулевой цикл, нулевой этап, значит, я предлагаю отлипнуть от древних текстов. То есть, древние тексты, безусловно, содержат абсолютную истину, но они писались, записывались для других людей, в другой культуре, на других языках, совершенно в другую эпоху, у людей были совершенно другие проблемы. Ну вот, приведу такой забавный пример, допустим, кто-то из вас что-то спрашивает, и я начинаю отвечать, о дочь благородной семьи, представь себе, вот есть армия слонов, у великого Раджи, а у этого Раджи, значит, 50 наложниц и 25 с севера, 25 с юга, и вот он идет на восток, чтобы с армией слонов захватить еще 25 наложниц.» 00:01:57 «Для того, чтобы, может быть, я скажу абсолютную истину и все объясню верно с точки зрения Дхармы, как таковой, но вам нужно в голове будет быстренько перевести вот эту мою абракадабру древнюю на современный язык, для того, чтобы вообще понять, о чем идет речь, правда? А если я приведу пример, что вы идете в магазин Пятерочка, и, допустим, вы идете сытый или голодный, да, и вы там что-то покупаете правильно-неправильно, этот пример не требует комментариев, вы это делаете каждый день, да?» 00:02:57

Кто такой Бодхисаттва: прозревший свет, не ушедший в нирвану [00:03:28]

«Вот поэтому, то есть, с утра читать необходимо, но нужно учитывать эпоху, вот, пожалуйста. Поэтому, да, вот там Бодхисатва просидел в созерцании 100 тысяч кальп, да, да, все это было, но давайте все-таки посмотрим, как это может быть применено, использовано в наши дни, вот здесь и сейчас, вот мы с вами, чего должны делать? Это первый момент, второе, значит, кто такой Бодхисатва? Ну, бодхи пробуждение, саттва - это свет, из раджаса, тамаса и саттвы, то есть, прозревший свет, да, то есть, это достигший того берега, это погрузившийся в верхний мир без формы, но не ушедший потом в нирвану, а вернувшийся, вот этот Бодхисатва.» 00:03:28 «Ну, можно сказать, просветленное существо, саттва, также означает существо, но здесь нужны нюансы, значит, Бодхисатва - это в первую очередь духовный практикующий, вот, проклятие кали-юги - это когда вырывается из контекста и говорится, я Бодхисатва, я сейчас практикой не занимаюсь, я не буду достигать просветления и освобождения, я вообще ничего не делаю, я на пенсии буду медитировать, я сейчас спасаю мир, я сейчас проповедую заказы. Ну, послушайте, а как можно проповедовать то, что не испытал? Как можно учить спокойствие, если твое сознание находится в хаотичном движении? Но, тем не менее, люди, не испытавшие даже первого просветления, учат других тому, что такое просветление.» 00:04:13

Эпоха отсутствия закона и бесполезность випассаны без опыта [00:05:00]

«И вот как вы считаете, мы живем в эпоху правильного закона, в эпоху наличия закона или в эпоху отсутствия закона? Мы живем в эпоху отсутствия закона. Поэтому и не работают вот эти бесчисленные випассаны. Потому что нет тех, кто испытали, испытали по-настоящему спокойствие и созерцание, чтобы передать свой опыт, передать эти знания другим. Поэтому, извините, Бодхисатва - это в первую очередь духовный практикующий. И Махаяна или Ваджраяна, о которых говорится в контексте учения о Бодхисаттвах, зиждятся на Хинаяне. В начале сегодняшней беседы я привел в качестве примера закон об условленном возникновении.» 00:05:00 «То есть это и есть просветление и освобождение. Если вы не знаете, не понимаете, не можете применить этот закон, то не будет никакого Бодхисатвы. Очень странный Бодхисатва получится. Вот в чем дело. То есть личная духовная практика. Тогда вы сможете помочь другим. Вот этот принцип нужно понять. Личная практика, личное достижение. Да, достичь максимально возможно высокого духовного уровня. Вот есть такие, вот просили рассказать о Махаяне, может быть когда-нибудь сделаем этот обзор. Вот там есть такие практики Махаяны, которые позволяют жертвовать закон другим, объяснять закон другим.» 00:05:44

Три типа практикующих: отшельники, монахи, бодхисаттвы [00:06:28]

«У нас такое правило, перед тем как читать лекцию, идти к людям, объяснять какое-то учение, необходимо поднять свою энергию, поднять свое сознание и в идеале испытать состояние пустоты. Вот тогда сможешь объяснить закон. То есть личная практика Бодхисатвы. Так, дальше. Вот тоже прозвучал вопрос, кто как решает, кто принимает решение, что я иду по пути Бодхисатвы или по какому-то другому пути. Но здесь надо вспомнить, есть три типа практикующих.» 00:06:28 «Есть единолично пробужденные протека Будды, молчащие Будды или Будды для самих себя. Это Отшельники. Они опираются на истинную дхарму, но при этом они не являются носителями учения. То есть они не распространяют закон. То есть они достигают какого-то вида освобождения, может быть в раджа-йоге, может быть в кундалини-йоге и потихонечку уходят в первую нирвану. Отшельники. Второе это бику и бикуни, монахи и монахини. То есть они слушают, ну если есть учитель, они слушают прекрасный закон, изучают, фиксируют память, медитируют, достигают, уходят.» 00:07:01 «То есть цель достичь архатства. Идти вверх по потоку по 13 уровням освобождения, о которых также был подробный рассказ. Но мы не принадлежим и не можем принадлежать к одной из этих двух категорий. То есть даже если мы уйдем куда-то, закопаемся в землянку, от всего отрешимся, скорее всего это будет не достижение, это будет дьявольское состояние. То есть никуда уйти от этого современного общества мы не можем. Раз.» 00:07:39 «Во-вторых, раз мы не можем уйти, значит у нас мало заслуг. Тогда и получается автоматический путь Бодхисаттв. То есть я буду вести практику в этих современных, взгрезненных, неблагих условиях. Буду вести личную практику и буду подтягивать других. То есть я поднимаюсь сам и подтягиваю за собой других. Вот это будет практикой Бодхисаттв. Следующее. Уровни. То есть тоже часто задают вопрос. Такой-то Бодхисаттв спустился в ад. Это возможно? А такой-то Бодхисаттв чего-то там еще сделал. Это возможно?» 00:08:12

Десять ступеней Бодхисаттвы: шесть парамит и последние четыре йоги [00:08:51]

«А зависит от уровня. Нет ничего фиксированного. Существует 10 уровней. Первые 6 хорошо известные вам, это 6 совершенств. 6 парамит. Вот это первые 6 ступеней практики Бодхисаттв. Так? А что такое парамит? Парамит значит ведущий на другой берег. То есть мы проходим жертвование, заповеди, терпение, упорное усилие, входим в дхьяну, о чем сегодня подробно говорилось в контексте питания и элемента ветра.» 00:08:51 «Входим в дхьяну, достигаем самадхи и мудрость. Мудрость это когда высунул голову в каузал. Начал понимать причины и следствия в каузале. Вот это мудрость. Дальше переживается нирвана, но Бодхисаттва не уходит в первую нирвану, а он возвращается и начинает вести свою деятельность в качестве учителя, в качестве Бодхисаттвы. И тогда остаются последние 4 ступени. В эти 6 парамит, да, включены хорошо известные вам раджа-йога, кундалини-йога и махамудра.» 00:09:25 «То есть эти 3 уровня. Мы освобождаемся от мира страстей, от мира явлений раджа-йога. Освобождаемся от астрального мира или мира форм. Кундалини-йога высовываем голову в каузальный мир. И освобождаемся от личной информации, махамудра или джняна-йога. Переживаем нирвану. Вот оно личное достижение. Вот это есть бодхи, саттва, прозревший свет. И дальше мы переходим к спасению в этом мире. То есть не ушел, а остался как учитель. То, что можно условно назвать махаяна-йога, то, что связано с нахатта-чакрой.» 00:09:57 «Дальше мы переходим в верхний мир формы, становимся равны великим Бодхисаттвам, типа Авалокитешвара, Манджушри. Вот переходим туда. Это называется йога теловознаграждения или астральная йога, Вишуддха-чакра. Затем мы переходим в верхний каузальный мир. Называется каузальное йога или йога сущностного тела. Дальше останавливаем данные, как таковые, можно сказать, слиться со светом каузального мира, в котором находится источник, в котором находится источник страданий всех живых существ.» 00:10:29 «Слиться, то есть остановить свое сознание в отношении этих данных. Вот тогда-то ничто не будет влиять. Почему? На Архату влияет, а на Будду нет. И затем достигается окончательное освобождение. Состояние окончательного освобождения. Состояние Татхагаты, не Будды, кстати, Татхагаты. Будда - предыдущая ступень. Если взять 10 ступеней, 9-10 в зависимости от классификации по Тхераваде, то предпоследнее это Будда, а окончательное ступение это Татхагата или Бхагаван.» 00:11:02

Уровни реализации Бодхисаттвы и пример жертвования на издание книги [00:11:32]

«Так вот, существует 10 ступеней Бодхисаттвы. 6 парамит плюс последние 4 йоги. Вот это весь путь Бодхисаттвы. Вопрос в том, на каком уровне мы находимся. Понимаете идею? То есть есть Бодхисаттва Авалокитешвара, а есть, например, вот мы такие попроще, не достигшие Бодхисаттвы, или частично реализованные Бодхисаттвы. Здесь все окей. И, например, первая ступень, вот часто задают вопрос, а вот как быть? Вот у меня работа, я там бизнесмен, вот мы сейчас книгу издаем, да, сейчас печать будет.» 00:11:32 «Люди жертвовали деньги, а вот это и есть первая ступень практики Бодхисаттвы. Жертвование, накопление огромных заслуг. То есть, если, например, я не занимаюсь ничем, кроме личной практики и объяснения закона другим. Вот все, что я делаю. Даже стройка, которую я затеял, это то, что увеличит мой коэффициент полезных действий. То есть, если будет у меня идеальное место для практики, я просто буду иметь больше энергии и смогу больше делать для других.» 00:12:08 «Вот вся идея. То есть, все, что я делаю, это практика и распространение закона. А, соответственно, если, ну, например, вы перестанете меня материально поддерживать, я не смогу объяснять вам закон, понимаете, идею. Я буду тогда работать. Тогда будут, не знаю, платные консультации. Буду обучать боевым искусствам или уж не знаю. Заниматься каким-то бизнесом для того, чтобы оплачивать ЖКХ, еду и одежду, да. То есть, если вы поддерживаете людей, которые действительно распространяют истинный закон, это тоже практика Бодхисаттвы. Что я хочу сказать? То есть, если все будут распространять закон, то кто их будет поддерживать? Понимаете? Бывает просто у людей вопрос, ну, я же не могу вот сейчас стать, как вы, вот таким инструктором.» 00:12:38 «Я вот работаю, так и прекрасно. И если вы поддерживаете распространение истинной дхармы, это первая ступень. То есть, тогда ваша работа превращается в бхакти-йогу. Понимаете? Если вы на заработанные деньги красиво поехали в Таиланд, есть пищу, наполненную саттвой, то это карма голодных духов. А если на ваши деньги, например, вот допечатывается тираж, сейчас один человек, вот он сейчас переведет 150 тысяч рублей на издание вот фолианта большого, большой версии печатной книги, да.» 00:13:23 «Ну, вот это и есть деяние Бодхисаттвы. Да, не достигшего Бодхисаттвы. Бодхисаттвы, который далеко не равен там Манджушри или Ваджрапани, но это деяние Бодхисаттвы, это первая ступень. Понимаете идею? То есть, все зависит от уровня. И не нужно никогда цепляться за какой-то уровень, что-то пытаться сделать такую окаменелость. И всегда нужно смотреть контекст. Все зависит от условий. И деяние Бодхисаттв, и их практики, и все возможные истории, которые бесконечно мы читаем.» 00:14:00

Резюме вводного курса о пути Бодхисаттвы [00:14:37]

«У нас там была беседа с умным человеком в виде искусственного интеллекта про Бодхисаттв, да, там очень много было информации, но я сказал, что там не хватает конкретики. А почему ее не хватает? А потому что нужно на опыте пройти хотя бы часть этого пути, и тогда можешь говорить, кто где находится и почему ведется та или иная практика. Вот. Значит давайте резюмируем. Вводный курс про Бодхисаттв. Во-первых, древние тексты содержат истину, но давайте говорить на русском современном языке.» 00:14:37 «Первое. А второе, Бодхисаттв - это тот, кто изо всех сил практикует. То есть, это его ответственность, это обязательное условие. Он не имеет права проповедовать закон, если он в грязном состоянии, если он ничего не испытал, что он будет нести людям. Это практикующий. И мы автоматически Бодхисаттвы, потому что не можем быть ни отшельниками, ни монахами. Заслуг нет. И эпоха такая. Внешний мир никуда не денешь, окружающих никуда не денешь. Значит, общаемся на основе четырех пробужденных в состоянии сознания, общаемся на основе учения, да, Бодхисаттва.» 00:15:10 «Но у всего есть уровни. Существует десять уровней Бодхисаттв. И первые шесть - это как раз шесть парамит, которые мы должны изучать и практиковать. Значит, и было много вопросов, спасибо, передано, на каждый ответим, но если вот сейчас начать с ответов на вопросы, то есть поговорить про благие кальпы, про там воплощение, про аватары, про всякие интересные штучки, значит, но это будет интересно, но не более того, это не будет практично.» 00:15:43 «То есть все-таки сначала, на мой взгляд, нужно выяснить, вот разобраться, из-за чего весь сырбор, да, то есть что происходит, что необходимо сделать. И тогда, в общем-то, ответы на многие вопросы станут очевидными. Значит, сейчас поговорим просто о, ну что ли, принципе практики Бодхисаттв. Потому что, если не понимать этот принцип, то, ну опять, все становится вырванным из контекста.» 00:16:15

Метафора емкости с водой: ложное я и накопленный опыт [00:16:45]

«И дальше, если будет время, тогда перейдем уже к ответам на вопросы, которые вы присылали в общий чат. Хорошо? Значит, первое, сегодня, кстати, нового будет много. Значит, первое, чтобы понять весь принцип, представьте емкость с водой. Вот есть большая-большая емкость. Значит, что такое эта емкость, что такое эта вода? Это наша ложная я, это наши пять накоплений и опыт, вот все данные, которые мы накопили.» 00:16:45 «Значит, сразу, емкость это очень большая, то есть накоплено очень много опыта. Вот там был вопрос про периоды Вселенной, да, и чем ближе к концу кальпы, тем больше опыта накоплено, так ведь? То есть, емкость увеличивается. Ну вот, можно сравнить, в прошлый раз говорили про еду, про питание. Значит, вот можно сравнить, что человек знал о пище, сколько у него было желаний вкусной еды во времена Будды.» 00:17:16 «Ну, наверное, ели то, что выросло или то, что убили в лесу на охоте. Вот это и ели, да? А если сейчас выйти в город, то будет тысяча ресторанов с разной кухней, а если поездить по миру, вот есть такая кухня, расстакают такие продукты, расстаки, данных очень много, и желаний очень много, да? И вот эта емкость, она увеличивается, данных слишком много, то есть мы накапливаем слишком много ненужного опыта, которое ведет нас в ложном направлении, это факт. И чем ближе к концу кальпы, тем этого опыта больше. Так, это понятно.» 00:17:48

Ценность души: нижний и верхний каузальный мир [00:18:23]

«Теперь, вот много раз был вопрос и много раз говорили про зрелость души и про ценность души как таковой. То есть обычно говорится, вот объем, который занимает душа в каузальном мире, вот это ее ценность. Поэтому там все-таки убийство мухи и убийство человека это разные по тяжести виды кармы. И то и то убийство, но тяжесть, объем кармы будет разным, потому что ценность души мухи и ценность души человека отличаются. И говорится, что это объем каузальных данных.» 00:18:23 «Но вот здесь не все так просто, потому что иначе можно впасть в заблуждение, что ну вот я перепробовал все кухни мира, у меня большой объем, я очень ценный. Я же все попробовал, у меня очень много опыта, разбираюсь во французской кухне, в китайской, в русской, вот я очень ценный, меня нельзя убивать. Не совсем это так, данные-то попадают в каузальный мир, вопрос там к какому каузальному миру они соответствуют. То есть, что такое данные, формирующие шесть миров мира страстей?» 00:18:54 «Это данные, содержащиеся в нижнем каузальном мире. Вот туда мы набрасываем. Вот этот объем растет, вот общий объем - это нижний каузал, это данные мирских желаний, опыт удовлетворения мирских желаний. А ценность-то чем определяется? Ценность определяется состоянием пустоты верхнего каузального мира. То есть, если взять ту же еду, то одно дело - я просто наелся разных блюд или попробовал разные кухни.» 00:19:24 «И это вкусно, это не вкусно - такой опытный в еде стал, это нижний каузал, это я просто емкость увеличил. А вот если я, ну здесь без духовной практики скорее всего не получится, если я занимаюсь правильной духовной практикой, успокаиваю свое сознание, и действительно, ну без еды невозможно, значит я попробовал такую пищу, такую пищу, более грубую, более тонкую, более изысканную, менее изысканную, какую-то совсем примитивную. Но я увидел не то, что это вкусно или не вкусно, а я увидел, что это непостоянно, что вот это удовольствие вкуса длится лишь мгновение.» 00:19:56 «И дальше, либо оно заканчивается, либо если я буду есть ведрами, то будет страдание переполненного едой желудка, так ведь? То есть, я это смог увидеть, прозреть, прозреть отсутствие субстанции, то что это лишь иллюзия счастья, работающее сознание формирует иллюзию. И я говорю, вот это вкусно, это кухня прекрасная, я стремлюсь там быть в таком-то ресторане обедать или вообще поехать в такую-то страну, потому что там такая расстакая кухня. В этом опыте нет никакого смысла, а вот то, что ценно, это опыт пустоты.» 00:20:31 «И вот этот опыт пустоты есть верхний каузальный мир, и вот этим определяется ценность и духовный уровень той или иной души, а не просто объемом. Понимаете, да? То есть, разница нижний каузал или верхний каузал. А теперь, значит, то, что еще добавляет такого правильного объема, добавляет ценности, это, разумеется, заслуги, о них сегодня будет отдельный разговор, там есть одно секретное учение.» 00:21:06

Заслуги и духовная практика как объем и ценность души [00:21:36]

«И духовная практика, опыт духовной практики, достижение в духовной практике, вот это добавляет и объем, и ценность, ценность души как таковой. Ну вот, есть эта емкость, в ней есть все, и нижний каузал, и верхний каузал, и просто данные как таковые, вот все, что есть. И есть определенное переживание пустоты, определенный опыт практики, вот эта емкость. Значит, теперь, это вода, здесь такая немножко физика будет, и емкость очень большая, вы ее в квартиру, куда-то там, в гараж, в домик не занесете там тонну воды.» 00:21:36

Минусовая температура внешнего мира: пять уз [00:22:10]

«Она на улице, в открытом пространстве, и это открытое внешнее пространство имеет минусовую температуру. Значит, что значит минусовая температура? А это вибрации, ну точнее информация и прана, энергия, вот этого окружающего мира. Ну, чем создан этот мир? Я здесь не хочу так хаять и говорить, что все плохо, все упадут в ад, да, такая религиозная такая получается дискуссия.» 00:22:10 «Нет, но нужно беспристрастно всматриваться в явление, это одно из условий Бодхисаттвы, и мы увидим пять уз, ничего кроме них не будет. То есть будет ошибочный взгляд на телесное существование, то есть я должен получить самое лучшее и устраню все, что мне мешает, да, все мешают моему счастью, ненависть. Поиск семинутных удовольствий было бы хорошо сейчас, остальное неважно. Жадность, на службу жадности ставится даже духовная практика, даже религия, все возможные появляются учения, о них тоже сегодня скажу.» 00:22:41 «Дальше монополизация других, то есть другие существуют ради меня, то есть другие должны меня радовать, да, привязанность, любовь, то что обычно называется, и борьба. То есть я хочу достичь своих целей, не выбирая средств. Вот эти пять уз, и в общем-то кроме них ничего нет. И даже согласитесь, данных, ну скажем небес хотя бы, первых, вторых, я уж не говорю про четвертые, их практически нет, да, в основном это пять нижних миров, и даже если брать мир асуров, то это ниши асуры, просто борьба.» 00:23:15 «Вот победить любой ценой. Вот из этого состоит, значит какое влияние, даже пассивное, вот есть емкость, допустим вода 30 градусов по Цельсию, вы ее поместили в окружающую среду, которая температурой, ну не знаю, минус 10 градусов, что будет происходить? Вода будет охлаждаться, даже ничего если не делать, специально как-то не охлаждать, она будет охлаждаться сама собой. Вот это есть влияние текущего современного мира, охлаждение, ну вы понимаете, охлаждение это значит вниз, деградация, а нагрев и закипание, преобразование в пар, это духовная практика.» 00:23:52

Охлаждение обычной жизнью и ложные учения, подбрасывающие лед [00:24:31]

«Так вот, вот это охлаждение будет происходить само собой, если ничего не делать, если просто жить. Это как, знаете, у всех есть такой опыт, я думаю, приходишь в торговый центр, и даже не собирался там ничего покупать, просто пришел, назначили встречу. Вот важная встреча, пришел навстречу, не ходишь по магазинам, ничего там не смотришь, не выбираешь, после этого выходишь, ну если в чистом состоянии, забита манипура, свадистана, анахата, все болит, мутит, тошнит, сознание замутнено.» 00:24:31 «Ну, тот, кто пребывает в состоянии голодных духов, ему покайфует этот центр, то есть там прекрасно провели время, да, наелись всякого треша, значит, в ресторанном дворике, скупили все, набрали кредитов еще, чтобы накупить. Это понятно, об этом не говорим, но если в чистом состоянии, то будет плохо, хотя вы ничего не делали, вы пассивно были в этой среде, вот это есть внешняя охлаждающая среда. Так, то есть, что делает обычный человек? Он, как минимум, охлаждается. Что делает обычный человек, что делает последователь ложных учений? Ложные учения - это то учение, которое стоит на службе удовлетворения желаний, на службе удовлетворения эгоизма.» 00:25:02 «Он подбрасывает лед в эту воду. То есть, мало того, что окружающая среда холодная, и вы охлаждаетесь, так еще и подбрасываете льда. Что значит этот лед? Это значит фиксация на мирских желаниях. Ну, если брать торговый центр, это просто ходить и алчно скупать все, что нравится. Ну, например, фиксация на этих пяти низших узах, ну, плюс, конечно, накопление откровенной плохой кармы, когда мучаешь других, когда из-за тебя страдают другие, подбрасываешь лед.» 00:25:39 «То есть, в этом контексте что значит обычная жизнь? Жить пассивно, получая влияние, и, соответственно, удовлетворять желания, подбрасывать льда. То же самое ложное учение. То же самое. Ложное учение - это когда есть желание устроиться, хорошо устроиться в этом мире, чтобы, ну, либо совсем в идеале не страдать, либо как-то договориться, чтобы не особо чувствовать страдания, чтобы такая анестезия была. Ну, и побольше радости. Вот все учение. То есть, тратятся заслуги, накапливается плохая карма, подбрасывается лед вот в эту емкость с водой, в это ложное явь, пять накоплений.» 00:26:09 «И если была вода плюс 30 градусов, да, мы ее мало того, что поместили во внешнюю среду в минус 10 градусов, да еще и набросали льда, то постепенно, постепенно, постепенно вода остывает, остывает и дальше замерзает. Вот это называется трансформация, приводящая в ад. То есть, это ложные учения, которые позволяют чувствовать себя счастливым, применимо к явлениям. Вот, понимаете, я вот узнаю сейчас такое вот учение, вот я сейчас что-то вот такое сделаю, и мне хорошо должно быть, я страдания перестану чувствовать.» 00:26:51

Бодхисаттва нагревает воду: три вида практики [00:27:25]

«Либо просто обычная жизнь. Трансформация, приводящая в ад. Вот это обычная ситуация. Так, что делает духовный практикующий, что делает Бодхисатва? Тут сейчас будет видна разница между различными способами и способами практики и соответственно практикующими. Значит, что делает Бодхисатва? Он нагревает эту воду. То есть, ставится очень мощный источник тепловой энергии, и вода не только не остывает, не охлаждается, так она еще и нагревается.» 00:27:25 «Постепенно, постепенно нагревается, в итоге закипает и испаряется. Вот это духовная практика. Значит, что значит источник тепловой энергии? Вот это печка или плитка, или какой-то источник, пушка нагревательная. Это духовная практика. Три вида практики. Заслуги, учения, медитация. О них тоже сегодня подробно скажу. Там есть важные нюансы. Так вот, за счет вот этого нагрева, вот что будет происходить? Вот здесь есть такой тонкий момент.» 00:27:57 «Обычно говорится, вот недавно даже вспоминали цитату из Вималакирти Нирдеша сутры, о том, что цветы не падали на Бодхисаттв, то есть падали, но отлетали, не прилипали к Бодхисаттвам. Бодхисатва не получает никакого влияния. Ну а конкретно-то как это происходит? А вот есть вот эта огромная емкость с водой. Есть окружающая среда минусовой температуры. Но поскольку есть мощная печка, мощный источник энергии. И допустим, вода находится или поддерживается, ну скажем, при плюс 80 градусов, то есть почти закипает.» 00:28:30 «Что тогда будет происходить? А тогда внешние условия, вот эта внешняя среда не окажет на вас никакого воздействия. Понимаете идею? То есть, что такое подлинная духовная практика? Вот есть белая ткань, ее помещают в банку с, допустим, красной краской. По идее ткань должна окраситься. Это состояние обычного человека. А у практикующего, у настоящего практикующего ткани остается белый. То есть даже если он оказывается в пространстве растраты заслуг, а весь современный мир - это пространство растраты заслуг и деградации.» 00:29:05

Кипящая вода не получает влияния холодной среды [00:29:43]

«Создается такая ситуация, что закон кармы по растрате заслуг не действует на такого практикующего. Он не тратит заслуги. А практикующий ложное учение, он будет то накапливать заслуги, то тратить. То есть он понимает, что чтобы приспособиться, чтобы о тебе хорошо думали, чтобы к тебе хорошо относились, чтобы тебе делали что-то хорошее, нужно тоже что-то хорошее делать. То есть иногда он включает печку, но параллельно набрасывает кучу льда, параллельно охлаждается, отдает это тепло и получается ситуация, которая все равно имеет тенденцию к охлаждению.» 00:29:43 «А вот Бодхисатва закипает, закипает даже при минусовой температуре окружающей среды и создается состояние, когда ничто не оказывает влияния. То есть как если горячая вода в холодном пространстве влияния не будет. То есть каналы чистые, энергия восходящая, сознание остановлено. Тогда нет влияния. Тогда можешь, ну скажем так, закипеть, то есть достичь освобождения даже при утечках энергии.» 00:30:19 «Вот о чем говорится. То есть современный мир, внешний мир, мы не можем от него отойти, мы эту цистерну с водой не можем унести в какое-то уютное теплое место, она не поместится. Мы вынуждены практиковать по месту жительства, понимаете. И у нас все равно будут и есть утечки энергии. Но даже при этих утечках ничего не чувствуешь. Не получаешь влияния, потому что поддерживаешь высокую температуру за счет очень мощного источника энергии, которой есть правильная духовная практика.» 00:30:50

Согреть других: принцип пути Бодхисаттвы [00:31:20]

«Но не только это. Нужно закипеть самому и согреть других. Вот это путь Бодхисаттвы. Согреть других, то есть закипаешь сам и закипают те, кто связан с тобой. Вот это есть путь Бодхисаттвы. Принцип практики Бодхисаттвы. Понимаете идею? Значит теперь, что насчет единолично пробужденных, что насчет вот такой отшельнической сугубо хинаянской практики применительно к нашему вот этому примеру с водой.» 00:31:20

Отшельническая хинаянская практика: малый чайник, нестабильность [00:31:53]

«Это значит во-первых, емкость небольшая. Пятилитровый или двухлитровый чайник. Небольшая емкость. То есть познания как такового мало. Есть заслуги, много заслуг. Раз можешь практиковать в хороших условиях, значит есть заслуги. Что тогда произойдет? Тогда этот небольшой чайник можно унести в квартиру, в дом, поставить на плиту и быстро вскипятить. То есть увидеть три мира, войти в глубокую медитацию, если находишься в идеальных условиях, если много заслуг с прошлых жизней и обладаешь соответствующей кармой не так уж и сложно.» 00:31:53 «То есть можно отрешиться, уйти от всего, пресечь вот это познание и закипеть самому. Но тут представьте другое. Если вот этот чайник у вас дома на плите, он закипел как следует, горячий, вы его вынесли на улицу. На улице минус 10. Что произойдет? Он охладится, вода в чайнике охладится и дальше замерзнет. То есть если такой практикующий попадает в пространство растраты заслуг, вот в это пространство с минусовой температурой он замерзает и сходит с ума.» 00:32:29 «Поэтому это состояние крайне нестабильно, хотя само по себе оно прекрасно. В тихом уединенном месте сублимировать энергию, достичь самому и уйти в нирвану. Ну такие практикующие, я имею ввиду единолично пробужденные, они уповают на техническую практику и заслуги с прошлых жизней. Абадисатова больше уповает на учение, сейчас об этом подробно, на заслуги, ну и понятно тоже на практику, но в первую очередь идет учение и заслуги, а не техническая практика.» 00:33:00

Печка духовной практики: заслуги, учение, медитация [00:33:30]

«Значит теперь следующий раздел, давайте поговорим вот об этой печке. Ну думаю основной принцип понятен. Вот духовная практика из чего должна состоять? Существует масса практик, вы знаете. Там 7 видов, 37 составляющих пробуждения, 6 парамит, 10 парамит, 8 средств йоги, 7 процессов тантра, но если сказать очень-очень коротко и максимально емко, то это действительно 3 практики - заслуги, учение и медитация. Ну понятно, к медитации приводит техническая практика.» 00:33:30

Заслуги как энергия: закон вытеснения и замещения [00:34:07]

«Вот здесь давайте поговорить, поговорим о заслугах. Знаете это понятно, духовная практика не может продвигаться без заслуг. Заслуги - это энергия, это такое топливо для нашей практики, но тут есть такой скрытый момент. Это, ну только не подумайте, что это какая-то религиозная трактовка, теория или философская, это такая чистая физика. Ну все знаете, есть закон сохранения энергии, то есть ничто не может просто так возникнуть, просто так исчезнуть, это во-первых.» 00:34:07 «Во-вторых есть, ну по-моему еще Архимед сформулировал вот это вытеснение, то есть одно вытесняет другое, и природа не терпит пустоты, то есть все есть такой взаимообмен, взаимо вытеснение. Сначала простейший пример. Вот деньги, вы пришли в магазин, у вас в кармане 5 тысяч рублей или на карточке. Что вы можете купить? Вы можете купить только на эти 5 тысяч, правда? То есть произойдет вот это вытеснение, замена, вы замещаете вот эти 5 тысяч, которые у вас есть, на те товары или услуги, которые вам необходимы.» 00:34:40 «И если что-то стоит 10 тысяч, вы уже не сможете вытеснить. Вытеснив вот эти 5 тысяч, поместить в себя 10, у вас пространства не будет. Понимаете идею? А если что-то стоит 100 тысяч, то вы никогда не сможете купить. У вас нет вот этого пространства необходимого для того, чтобы вместить. Давайте приведем другой пример. Допустим, добродетель, помощь другим. Предположим, вам нужна помощь в чем-то. Вы столкнулись со сложной ситуацией, вы просите помощи.» 00:35:17

Добродетели и пространство для помощи других [00:35:50]

«Значит, для того, чтобы получить помощь другого, у вас должны быть данные о том, как вы помогали другим в прошлом. То есть должны быть добродетели. Соответственно, если у вас нет добродетелей, если вы никому в прошлом не помогали, то нечего вытеснить, так скажем, из вашего ложного "я", чтобы на это место впустить помощь другого. Понимаете, как это работает? Если у вас, допустим, две единицы добродетелей, а вам нужна огромная помощь, то вам помогут лишь отчасти.» 00:35:50

Почему учение не понимается: нехватка заслуг, а не ума [00:36:23]

«Нету того, что можно поменять, поменять местами. И, наконец, самое такое глубокое, важное, вот там был у Вари хороший вопрос, сейчас я, наверное, его зачитаю. Значит, про заслуги в духовной практике. Ведь учение, если мы можем слушать высокий закон, значит, есть заслуги. Но часто бывает так, что люди говорят, а я не могу что-то понять в учении. Вот вы говорите, что-то вот никак не работает у меня, не практикуется, не понимается.» 00:36:23 «А это говорит о том, что нет заслуг. Именно заслуг. Ни добродетелей, ни денег. Именно заслуг. То есть, допустим, есть пять единиц заслуг. А учение, закон, который проповедуется, это, предположим, двадцать единиц. Двадцать вот этих условных единиц. Тогда вы сможете понять только на одну четвертую. То есть, вы сможете понять только в размере вот этих пяти единиц заслуг, которые у вас есть. Понимаете идею? А остальные пятнадцать пройдут мимо.» 00:36:58 «Вы их не сможете вместить. Ваша емкость не позволит. Ну, это как, не знаю, в литровую емкость пытаться поместить пять литров жидкости. Не влезет. Нет. Нету пространства. И вот это пространство, о котором я говорил в начале, как ценность души, она обретается, реализуется. Вот это пространство расширяется. Пространство ценности души. За счет заслуг, за счет практик. Ну, дальше за счет видения пустоты. Но, в первую очередь, здесь заслуги. Тут, конечно, был один глупый вопрос во Вконтакте.» 00:37:28

Заслуги как инструмент практики, а не цель [00:37:59]

«Что у вас намерение, как же там говорилось, у вас намерение практиковать ради заслуг. Но здесь, как и всегда, перепутаны причины и следствия. Не практика ради заслуг, а заслуги как инструмент для того, чтобы практиковать. Понимаете, да? То есть без заслуг невозможно. Поэтому и учение проходит мимо ушей. Заслуг нет. Вместить не могу. У меня нет пространства. Нечего вытеснить. Понимаете? По поводу накопления заслуг. Ну, раз сказал, давайте, значит, я так. Где-то тут был вопрос от Варвары. Вот. По поводу жертвования. Ну, это относится ко всем. То есть я просто хочу еще раз объяснить этот момент.» 00:37:59

Часть 2. Вопросы и ответы

Вопрос Варвары о пожертвованиях и паразитическом отношении [00:38:41]

«И для зрителей на наших каналах, на Ютубе, на Рутубе во Вконтакте и вообще для всех. Значит, вопрос звучит так. Сейчас еще раз его разберем. Вопрос по деятельности на пути Бодхисаттвы и проведению занятий в качестве инструктора по теории и практике. Неоднократно в лекциях говорилось, что часто единственный способ для мирян накопить заслуги - это жертвовать тем, кто посвятил свою жизнь Дхарме полностью. Я, как и ты, провожу занятия за пожертвования. И от этих пожертвований зависит моя возможность посвящать большую часть времени деятельности, связанной с Дхармой,» 00:38:41 «покупать необходимую технику для качественной деятельности, создавать условия для личной практики и так далее. После каждого занятия я ощущаю сильный упадок сил. Мне нужно долго практиковать, чтобы очищаться. То есть я отдаю много энергии. И мне, конечно же, этого не жалко. Я вижу, что это единственный смысл моей жизни. Но не накапливают ли люди, которые не совершают пожертвования, приходя на занятия плохой кармы таким образом? Ведь нет никакого ценника. Можно и 100 рублей пожертвовать. То есть не создаю ли я почву для паразитического отношения к столь ценным занятиям?» 00:39:17

Без заслуг закон проходит мимо: о свободных пожертвованиях [00:39:50]

«Как с этим быть? То есть мне честно всего хватает. Но тут вопрос о правильном отношении, которое я должна сформировать у людей. Иначе получается, я не проясняю этот момент для них. И вот то, о чем я уже сказал. И еще заметила странную связь. Те, кто не жертвует совсем ничего, как-то не продвигаются особо. Хотя я со своей стороны беспристрастно помогаю всем. Значит, не продвигаются, потому что нечего заместить. Вот этого пространства нет. Нет заслуг. Закон проходит мимо.» 00:39:50 «Вот обратите на это внимание. Если вы хотите продвигаться в практике, необходимы заслуги. Значит, что касается вопроса в целом, то именно поэтому я сейчас под каждым видео ставлю такую ремарочку, что те, кто хотят поблагодарить, делают свободные пожертвования. Почему я вот так настаиваю на свободных пожертвованиях. Тоже часто спрашивают, почему нельзя поставить ценник. А тогда получится ситуация, ну можно заломить за какую-нибудь медитацию, заломить сто тысяч и радоваться.» 00:40:21 «Но тогда получится, что для объема в один литр я зачем-то притащил огромную канистру. То есть здесь получится обратная ситуация. Так не работает. Понимаете идею? То есть это должно быть естественно. То есть вы совершаете естественно свободное пожертвование, расширяете свое пространство, и на это пространство приходит учение. Вы начинаете понимать учение. Вот почему везде говорится о свободных пожертвованиях, а вовсе не о том, что это оплата.» 00:40:53

Различие оплаты труда и пожертвования на распространение Дхармы [00:41:23]

«Когда начинается оплата, это немножко другое. Это уже, ну, если вы честно работаете и ставите честный ценник, вам его платят, то здесь все окей. Это называется правильная жизнь в восьмеричном благородном пути. Честный способ заработка. Ну, по крайней мере, в случае мирян. Монахи-то зарплаты не получают. Ну, насколько я могу судить, понимать. Если человек честно работает, он честно получает деньги, это немножко другое. Здесь речь идет о заслугах. Именно о том, чтобы поддержать распространение истинной дхармы.» 00:41:23

Цитата Хакуина из Дикого ключа: мирянин и священнослужитель [00:41:57]

«И вот тут, чтобы окончательно разобраться, наша любимая книга. Цитата из «Дикого ключа». Сейчас попробуем понять до конца. Значит, здесь такой сейчас будет переброшен мостик к следующей теме. К теме учителей, учения и упорных усилий. Значит, мастер Хакуин говорил так. «Повсюду, где распространилась школа дзэн, покинувшим дом является всякий достигший кэнсе и оставивший дом рождения и смерти.» 00:41:57 «А не тот, кто бросил родной очаг только ради того, чтобы обрить свою голову. Существуют же такие люди, которые шатаются по стране и без всяких оснований на то восклицают, я покинул дом, я священник, я монах. Если у них хорошо получается, то они преуспевают в том, чтобы обманом выманивать у мирян, владеющих домами, милостыню и подношение. Может ли кто в этом мире поддерживать свое существование, подобное тонкой нити, без дома?»» 00:42:28 «О чем свидетельствует слово «мирянин»? Мирянин, хозяин дома, противоположен покинувшему дом, священнослужителю. Жизнь в миру ненадежна. Это тяжелая бесконечная борьба. Возделывая землю, занимаясь торговлей, посещая лавку, мирянин постоянно встречается с трудностями. Он не знает передышкой в этом мире о рождении и смерти. Именно поэтому время от времени он совершает приношение духовенству, накапливая таким образом благие деяния, которые позволят ему в будущем разорвать узы рождения и смерти.» 00:43:02 «В свою очередь, наставник, для того чтобы поддержать других на пути к освобождению, разжигает в своем сердце огонь великой веры. Испытав кэнсе, он раскрывает глаз несравненной мудрости и посвящает себя неустанному труду ради великого дара дхармы, ведя за собой своих последователей прямо к освобождению на пути буддийских патриархов. Духовенство и мирянин поэтому подобны двум колесам одной повозки. Вперед они движутся вместе.» 00:43:38 «Печально видеть в наши времена большое число священнослужителей, которые жизнь свою проводят в сиденьи, подобные деревянным колодам, с удовлетворенным видом и сушая себя молчаливым озарением. Такие не способны даже самих себя спасти от усрождения и смерти. Как же они могут помочь мирянам улучшить карму? Однако они не допускают даже мыслей об этом и спокойно принимают приношение, не испытывая ни малейших угрызений совести.» 00:44:16

Два колеса одной повозки: передний и задний мост [00:44:50]

«Скажите мне, разве не воры такие священнослужители? Ну вот здесь все в одном. То есть первая мысль – миряние. То есть те, кто работает, зарабатывает деньги, занимается духовной практикой, но не может посвятить всю свою жизнь духовной практике. Давайте отлипнем от духовенства, от монашества. Те, кто не может посвятить всю свою жизнь духовной практике, те, кто работает, зарабатывает деньги, они поддерживают. Они поддерживают тех, кто посвятил всю свою жизнь подлинной духовной практике.» 00:44:50 «Ну, я надеюсь, в цитате было ясно, что значит посвятить себя подлинной практике, что значит посвятить себя распространению от кармы, на каком уровне нужно находиться. Это первое. Здесь два колеса одной повозки, но тут сразу вспоминается другая немножко цитата. Есть такая, можно сравнить с передним и задним мостом автомобиля. Просто на повозках мы не ездим, на автомобилях каждый день. Вот есть передний мост и задний мост. Есть такая песня автолюбителя у Высоцкого, и там есть куплет замечательный.» 00:45:22 «Как языка бесшумно сняли, передний мост и унесли во тьму. Передний мост, казалось бы, детали, но без него и задний ни к чему. То есть, если все будут преподавать духовную практику, преподавать техники, то кто их тогда будет поддерживать? С другой стороны, если никто не будет преподавать и никто не будет жертвовать истинную дхарму, все будут только работать, но это будут трискверных мира. То есть, передний и задний мост или два колеса одной повозки. Вот этот баланс. Вперед они движутся вместе, как сказал мастер Хакуин.» 00:45:52 «И поэтому, да, говорится о свободных пожертвованиях, говорится о накоплении заслуг, но это не работа и зарплата, не оплата какого-то труда. Не нужно путать. Это вот этот закон вытеснения замещения. Когда на место заслуг, на это расширенное, освободившееся место заслуг приходит учение, а если заслуг нет, учение вместить в себя невозможно. Вот это такой, на мой взгляд, секретный, скрытый, мало объясняемый момент в плане накопления заслуг.» 00:46:24

Первая парамита жертвования и назначение заслуг [00:46:59]

«Но, как я говорил еще в прошлый раз, первая ступень практики Бодхисаттва - данная парамита. Это жертвование. То есть, не нужно думать тоже про уровни, что нужно быть Авалокитешвара и тогда ты Бодхисаттва, но мы явно не Авалокитешвара, еще не достигли астральной йоги, чтобы быть равным Авалокитешваре или Манжушре или каким-то великим действительно Бодхисаттвам, пребывающим в верхнем мире формы, имеющим действительно тела воплощения. Мы начинаем с шести парамит, и первая - это жертвование. Но тут следующий момент, тоже про передний и задний мост. Вот есть заслуги, вопрос в том, для чего они накоплены. То есть, без истинной дхармы, без учения, заслуги будут потратены на мирское. Не будет правильного взгляда, ничего не будет без учения.» 00:46:59

Два вида учений: ложное мира явлений и истинное об освобождении [00:47:43]

«Вот я уже привел этот объемный пример, надеюсь вы прояснили свое понимание о пути, вот эта емкость. И есть два вида учений. Первое учение - это ложное учение, или учение этого мира, принцип жизни в этом мире. Это когда мы естественным образом охлаждаемся и еще докидываем льда, трансформация ведущая в ад. А есть другое учение, говорящее о том, что нужно использовать духовную практику как источник энергии, вскипятить эту воду, испариться самому и согреть как минимум, а как максимум испарить еще и других.» 00:47:43 «Это будет путем Бодхисаттвы. Это истинное учение. А в чем разница между ними? Вот есть учение о том, чтобы приспособиться к этому миру, чтобы не чувствовать страданий и иметь побольше радости. Учение о растрате заслуг. А есть учение, говорящее о пустоте, о непостоянстве, о освобождении от этого мира. В чем разница? Разница в том, что ложные учения проповедуют те, кто лишь немножечко понял этот мир явлений. То есть такие люди не имели опыта астрального мира, каузального мира, не имели опыта освобождения, не понимают три мира вселенной. Вот это совершенное мировоззрение буддизма и йоги.» 00:48:18 «Мир страстей, мир форм, мир бесформ. Они его не знают. Они лишь чуть-чуть поняли этот мир. То есть как относиться к людям, как себя повыгоднее преподнести, как не поссориться, как замять какую-то проблему. Такие лайфхаки для жизни. В этом, с одной стороны, нет ничего дурного, но не нужно преподносить это как духовную практику. А вот истинный закон, истинная дхарма дана пробудившимися, достигшими окончательного освобождения, которые досконально познали три мира. Вот это истинное учение. Понимаете?» 00:48:59

Великая фиксация памяти как опора Бодхисаттвы [00:49:29]

«Не учение городских сумасшедших, а подключение к эгрегорам и к астральным энергиям. А именно учение о совершенном освобождении. Вот это истина. И это учение дано великими учителями прошлого, и сейчас оно поддерживается теми, кто имел духовный опыт. Вот такой процесс. То есть, Бодхисатва опирается на великую фиксацию памяти. То есть, учение, истинный закон, становится полностью внутренне присущим. Это необходимое условие. Без этого ничего не будут. Никакие заслуги вас не согреют, так скажем.» 00:49:29

Опасность упования на учителя без собственных усилий [00:50:03]

«Но тут есть другой момент. Опять передний мост бесшумно сняли и унесли во тьму. Вот там недавно был спор. Некоторые уповают на учителей. И достижение-то оно дается, но здесь такой есть скользкий, такой особый момент. Действительно, если есть великий гуру, он способен передать энергию, он способен привести ученика к освобождению. Но такой достигший ученик в итоге будет полностью бесполезен. И когда учителя рядом не будет, этот ученик обязательно упадет.» 00:50:03 «Почему так? Потому что зрелость души нарабатывается только собственными усилиями. Никакой учитель, никакое учение, никакая инициация не может передать именно зрелость души. Можно передать технику, можно передать энергию, можно вырвать сознание рецепиента из нижних миров. Да, можно. Но если этот ученик не прилагает настоящих усилий, то ничего не будет. Учение будет бесполезным.» 00:50:38

Карма провала: компромисс снижает КПД практики [00:51:11]

«При этом, часто говорится, и я говорил про благословение трех драгоценностей. Вот была лекция про семь процессов тантры. Это действительно благословение учителей прошлого. А вспомните, когда появляется это самое благословение? Разве от того, что мы молимся или получаем какие-то пассивные учения? Благословение получается, когда мы практикуем учение, когда мы прилагаем огромные упорные усилия, собственные, основывающиеся на заслугах, на великой фиксации памяти, собственные усилия.» 00:51:11 «Тогда будет благословение. Тогда эта машина начнет работать. Иначе только один из мостов. Теперь по поводу усилий, усилий на пути бодхисаттвы, усилий на пути правильной духовной практики. Тут есть вот какое учение. Я о нем немножко упоминал в книге. Здесь хотелось бы дополнить. Значит, карма провала. Вот смотрите. Допустим, есть наши таланты, способности, возможности. То есть мы можем что-то делать, что-то делать для других.» 00:51:46 «Практиковать истинную дхарму, продвигаться. Можем что-то делать. Такой есть потенциал. Допустим, это сто процентов. И вот мы пытаемся прилагать усилия, сталкиваемся с трудностями. Только сразу давайте договоримся. Вот этой фанатизма нет. Вот этой религиозной шизофрении нет. Естественные усилия, основанные на истинной дхарме. Не 120 и не 80. Сто процентов мы прилагаем усилия. Прилагаем усилия, сталкиваемся с трудностями, но отступаем. Идем на компромисс. То есть не исполняем задуманное. Ну, допустим, это происходит через раз.» 00:52:18 «Один раз я дело до конца довел, один раз бросил. Отступил. Один раз довел, один раз отступил. Когда я отступаю, формируется карма провала. Ну, что такое карма? Карма провала в данном случае. А это когда мне было тяжело и трудно, ну, значит, я отступил. Ну, ничего страшного. Ну, мир-то не рухнул. Ну, и ничего. То есть закладывается такой паттерн, тенденция, что тяжело-трудно можно отступить. Ничего страшного. Бог с ним. Компромисс.» 00:52:55 «Вот это есть карма провала. И допустим, это через раз. Это 50 процентов получается. Так? Тогда наши способности, вот тот потенциал, который мы обладаем, мы сможем применить, проявить его только на 50 процентов. Потому что 50 процентов у нас будет карма провала. Понимаете идею? А если больше? Тогда вот это наша КПД понижается там до 40, до 30 процентов. А бывает человек вообще ничего не может делать. Потому что много кармы провалов. Не надо создавать кармы провалов. Как говорил мастер Хакуин, великое яростное устремление должно быть.» 00:53:26

Баланс учения и бескомпромиссных усилий [00:54:02]

«Но только основанное на учении. И вот эти два колеса одной повозки, передний и задний мост. С одной стороны, учение, истинное учение. Учение, данное не кем-то, а пробудившимся, который познал три мира. С одной стороны. С другой стороны, понимание этого учения. И собственные неподдельные усилия. И усилия бескомпромиссные, когда не формируется карма провала. Вот тогда это практика Бодхисаттва. Понимаете, да? Ну и третий пункт. О нем много говорилось. Я сейчас не хочу уже на него так глобально переходить.» 00:54:02

Техническая практика и медитация как преобразование заслуг в энергию [00:54:38]

«Техническая практика медитации. Это подробно обсуждалось. Здесь просто скажу важнейший момент. Что если не будет технической практики, не будет медитации, то заслуги все равно потратятся на мирское. Либо будет стагнация. То есть энергия, которую мы накопили, расширив вот эту емкость, она действительно должна обращаться. Она должна преобразовываться. То есть кипеть-то в итоге кто будет? Да? То есть дров наложили, печку подвели. Кипеть-то кто будет? Энергию-то надо подавать. Поэтому необходима техническая практика. Необходима медитация.» 00:54:38

Стадии медитации и блаженство туммо; синтез принципа практики [00:55:11]

«Именно правильная техническая практика, переходящая в правильную медитацию, преобразует наши внешние грубые заслуги в тонкую энергию. В блаженство тумо. И мы продвигаемся по стадиям радость, удовольствие, тишина, легкость, самадхи. Вот такие дела. Значит, я надеюсь, что благодаря этим примерам я смог пояснить общую ситуацию, общий принцип духовной практики. Что это не просто разрозненные какие-то вещи. То ли это заслуги, то ли это учение, то ли уповать на учителя, то ли вообще сам себе Будда.» 00:55:11 «Тоже неверный подход, да? То есть я полагаюсь. Это, кстати, ассурство. Вот когда начинается, типа, я сам себе Будда, мне никто не нужен, я все знаю, это такие асуры. Такие упоротые асуры. Такой работы сознания быть не должно. То есть должен быть баланс. Учение, собственные усилия. Так вот, я надеюсь, что благодаря сегодняшним примерам я прояснил общую концепцию и теперь вот те замечательные вопросы, которые вы задавали в чате,» 00:55:47

Вопрос Даши: когда продолжать служить, а когда уходить [00:56:18]

«ну, к обсуждению которых мы сейчас перейдем, они будут более понятны, более естественны. То есть будет понятно, что куда укладывается, так? Так, Даша подняла руку. Даша, давай, я знаю, ты хотела уходить. В общем, я такого вопроса спрашиваю. Сахар, они приходят туда, где они нужны и тогда, когда они нужны, правильно? Ну, в общем, да. А кто-то по поводу нас, кто идет по пути Батрисаттвы, и как понять, где мы служим именно, практикуем похавцы йогу, а где уже пора ичи, не знаю?» 00:56:18 «А это вот определяется вот этой горелкой. То есть это определяется заслугами, учением и медитацией. То есть это нужно видеть. Здесь нет критерия, что если мне человек вот так сказал, все, я ему больше не буду ничего говорить, он вот неправильно учение понял. А если вот так сказал, значит все. Я побежал, обязан, да, вот я обязан. Просто у меня была раньше, достаточно теперь уже давно, была такая фиксированная идея, что вот человек заговорил о буддизме, все.» 00:56:58 «Я его сейчас спасу, что там спасать-то? Он же буддист, у него же там танка висит на стене или еще что-то. Но вот за последние годы я пришел к четкому такому виденью, что это вообще ни о чем не говорит. То есть человек может заниматься чем угодно, это ни о чем не говорит. Проявятся ни слова, ни душа, ни внешние атрибуты, а именно душа. Но вот душу надо уметь считывать, то есть надо чувствовать, надо смотреть и видеть. Первое - это спокойствие. В идеале первое просветление, остановка сознания. Тогда видишь, что либо это в коня корма, либо мимо.» 00:57:30 «Это именно видение, но это видение основывается на практике. То есть здесь нельзя скатываться к каким-то такой, знаете, чек-лист, да, как это у пилотов, чек-лист. Все нормально, значит взлетаем. Чек-листа у буддисатов нет. Есть ощущение, есть видение. Ну а если это касается работы и не только вот просто общения там, где ты можешь скатываться, а вот тебе нет возможности покинуть его. То есть дальше продолжать служить, даже если это опускает энергию, опускает сознание. Что делать в этой ситуации?» 00:58:06

Мирская работа как служение, если обеспечивает практику [00:58:41]

«Ну это ты имеешь в виду работу, обычную мирскую работу? Работу, да. Если опять-таки, если она, ну это тоже надо увидеть, если она обеспечивает твою практику, значит работа превращается в служение. Это просто первая ступень. Это вот жертвование. То есть я жертвую своим временем, своими талантами, способностями для того, чтобы обеспечить свою практику. Я в любом случае служу дхарме. Ведь одно и то же действие при разной работе сознания приведет к разным результатам. Если я просто хочу заработать все деньги, да, или я работаю, как это, я дерусь, потому что я дерусь, да.» 00:58:41 «Вот я работаю, потому что я работаю, вообще без понятия, люди бывают вот, да, убиваются. Но это отсутствие правильного взгляда. Если я вижу, что данная работа может меня обеспечить, и в общем-то у меня есть время для духовной практики, значит я работаю. Тогда работа превращается в служение. Если же эта работа высасывает все соки, я просто деградирую, падаю, и есть варианты. Ну тогда, значит, нужно смотреть варианты. То есть вот эти, опять таки, есть закон, мы же сейчас в эпоху Ваджраяны,» 00:59:15 «разрушение фиксированных идей, путь результата. То есть не то, что все работают, я тоже должен работать. Я смотрю в зависимости от ситуации. То есть здесь нужно смотреть и честно видеть. Вот. Тогда не надо сюда загонять в рамки, что я практикую бхакти-йогу, вот, даже если идет деградация сознания. Нет, это не пати-йога будет уже. Это уже будет не пати-йога. Тут тоже нужно понимать, что если я сам перестаю кипеть,» 00:59:46

Эпоха Ваджраяны: путь результата и разрыв деградирующих связей [01:00:18]

«температура падает, то я и сам деградирую, и другие деградируют. Это путь в никуда. Это уже такой ложный путь. Трансформация, ведущая в ад. Поэтому здесь нужно смотреть. И, в общем-то, одно дело, там жили бы мы в Средневековье, ну тогда тоже просто было, то есть возделывали землю крестьяне, вот целый день в поле. Ну а что, есть надо чего-то, вот они возделывали. Да, но в наши дни все-таки с технологиями, с удаленной работой и так далее, то есть можно, я считаю, как-то» 01:00:18 «обустроить таким образом, что много-то практикующим не нужно. То есть есть еда, есть одежда, есть оплата жилищных коммунальных услуг, все. Просто вокруг вот эта минусовая среда, да, которая пассивно нас охлаждает, то есть мы даже с ней можем не особо контактировать, она все равно будет охлаждать. То есть фиксированные идеи, ну как ты должен работать, ты молодой, чего сидишь, вот это, ну все сталкивались. Вот на это, Бодхисатва на это не реагирует,» 01:00:52 «потому что у нее изначально температура выше, на него это не оказывает влияния, он видит как необходимо для личной практики и для спасения, а остальное его не волнует. Здесь, извините, жесткая, потому что эпоха жесткая и учение жесткое, махаяна мягкая, хотя такая внутренняя махаяна, она очень суровая, а ваджраяна она прямолинейна, то есть путь результата. Все. То есть даже если отношение с кем-то, вот, я, конечно, никого не собираюсь учить именно в личном таком плане,» 01:01:23 «что вы должны там быть вместе, а вы должны там разойтись, да, я не решаю за вас, да, это вы сами делаете, но в моем случае, если даже вот есть какие-то взаимоотношения, неважно, с противоположным полом или просто дружим, да, с кем-то, если это отношения, которые ведут к деградации или это отношения ни о чем, я их разрываю. Они бессмысленны. То есть, да, бывает больно вы на хате, но, извините, это необходимо. То есть, ваджраяна достаточно суровая.» 01:01:55

Вопрос о бодхисаттвах в нашем мире и проявлении тенденций [01:02:29]

«Как это понятно? Я думаю, что и бодхисатвы, пришедшие в наш мир, они не сталкиваются с этими ситуациями, они не сталкиваются, у них сразу проявляется тотальный взгляд. Да, проявляется правильный взгляд, но практика бодхисатвы, она же ведется не одну жизнь, это там сотни жизней, и вот эти тенденции, они проявляются. Вот эти тенденции, они просто даже само приходит решение. Если сознание в спокойствии, ты смотришь, видишь и решаешь. И причем это не такое двойственное решение,» 01:02:29

Естественное решение из спокойствия сознания: ощущение в теле [01:02:59]

«что все, я решил, побежали. Дают, не хватит, побежали. Нет, это естественное решение. То есть, вот происходит, даже есть такое ощущение, вплоть до ощущения в физическом теле, когда естественно, когда не естественно, как не знаю, в растяжке. Вот кто йогой занимается, да, вот тянешься, немножко больно, но естественно, тело как-то вот оно, оно принимает это положение. А бывает не естественно, когда руки-ноги начинают рвать, да, и выкручивать суставы. Не естественно, ты понимаешь, что ты делаешь что-то не так.» 01:02:59 «Вот похожее ощущение возникает в жизни. Когда начинаешь что-то, или хотя бы думаешь об этом, вот я поступлю вот так, так и так, мне кажется это благо, да, а начинаешь это обдумывать, или что-то начинаешь делать, и чувствуешь неестественность. Вот ты себе куда-то руку или ногу выкручиваешь на 180 градусов, то ее ломаешь. Не естественно. А бывает наоборот, что ты начинаешь все, все идет. Сознание в спокойствии, я иду, и действительно получается. Но это такое внутреннее ощущение, и определяется это не какой-то формулой, это определяется исключительно практикой.» 01:03:30 «Вот почему я всегда говорю, вы занимаетесь практикой хотя бы по два часа в день, не ложитесь спать в грязном состоянии. Вот тогда вы сможете видеть. Вот, так понятно? Да, да, очень спасибо. Так, хорошо, ну давайте тогда я вопрос-то отдельно выписывал, я сейчас тогда сюда перейду. Тут были, значит, вопросы. Ну давайте по хронологии, значит, вот первый Иван был из Москвы.» 01:04:04

Вопрос Ивана: почему душа решает стать Бодхисаттвой [01:04:34]

«Значит, почему душа решает стать Бодхисаттвой? Первый, ну это типа практикующих. То есть здесь нет решения, вот человек сидел, сидел, телевизор смотрел, встает, говорит, нет, да, я буду Бодхисаттвой, я решился. Нет, так не бывает. Это естественное видение того, вот эта емкость, то есть для чего я сегодня привел этот пример. То есть я понимаю, что эту емкость я никуда не затащу. То есть она большая, домой я ее не затащу, на газовую конфорку не поставлю, не вскипячу.» 01:04:34 «Придется кипятить на улице при минусовой температуре. То есть нужна соответствующая практика. Это четкое видение. Вот в предыдущем было ответе. Это первый. Второй я вижу, значит, емкость большая, не затащу. И если я начну охлаждаться, то это трансформация ведущая в ад. То есть я это тоже вижу. И тогда естественно, вот как, что вам еще нужно? Появляется вот этот путь Бодхисаттвы. Вот таким образом.» 01:05:09

Вопрос о том, почему Бодхисаттва не уходит в первую нирвану [01:05:40]

«Значит так, вот следующий вопрос такой забавный. Почему Бодисаттве не дадут уйти в Нирваны, если он достигнет, а он сам туда не пойдет? В первую Нирвану они не ходят, потому что она нестабильна. Что там делать? И многие Бодхисаттвы, еще вот тут какой момент, что многие Бодхисаттвы в прошлом, вот к первому теперь вопроса, значит, как встают на путь Бодхисаттвы, достигается первая Нирвана. Нирвана Хинаяна, так? Она максимум длится 10 миллионов кальп.» 01:05:40 «А соответственно, такая остановленная, ну даже не душа, остановленная истинная яда, она, оно пребывает в первой Нирване. И, собственно, если пребываешь в восстановленном стане, то зреешь. То есть, чтобы что-то понять, нужно остановиться. Нужно испытать Нирвану, тогда станет видно. Но такая остановленная душа или истинная яда получает передачу света от других Бодхисаттв или Будд, пробуждается и приходит как Бодхисаттва.» 01:06:11

Сотрудничество бодхисаттв и падение в скверные миры [01:06:43]

«То есть, уже за плечами была эта Нирвана, поэтому в нее не уходит. Он сам не уходит. А не то, что кто-то кому-то что-то даст или не даст. Так, значит, ну здесь такие же вопросы. Есть ли какой-то договор среди Бодхисаттв? Сотрудничают ли они между собой? Я думаю, это естественно. Я думаю, это естественно. Не то, что сейчас подпишем дорожную карту, как будем, значит, действовать. Нет, я думаю, это естественно. Тоже основано на видении. Так, если Бодхисаттва падает в скверные миры, то его вытягивают другие или ждут?» 01:06:43 «Значит, ну, Бодхисаттва он не падает. То есть, нельзя сказать, что он падает, что он так нагрешил, что он упал в ад. Хороший Бодхисаттва получается. Он может туда опуститься ради спасения, ради получения опыта. Есть такие какие-то моменты. Но он сам это решает. И плюс, ну, вот в какой-то сутре было сказано, что если Авалокитешвара спустится в ад, то даже самый лютый пламя ада не сможет даже опалить его одеяние. То есть, сознание-то остановлено, и там страдает Бодхисаттва не страдая. То есть, он может переходить в эти формы существования, низшие формы существования, для того, чтобы воздействовать на другие души.» 01:07:18

Вопрос об отдыхе бодхисаттв: Небеса Тушита [01:07:57]

«Но при этом, сам он влияние, по идее, получать не должен, если он действительно высокий Бодхисаттва. Так, такой блиц получается. Так, а бывает ли у Бодхисаттв перерыв на отдых и укрепление от харма? Значит, есть такое дом отдыха Небеса Тушита называется. То есть, там повышают квалификацию и отдыхают. Ну, Будда перед последним рождением. Вот типичный пример. Вот многие высокие практикующие практики отправляются на Небеса Тушита.» 01:07:57 «Но там не то что это небесный такой релакс. То есть, там Тушита великолепное, но Боги ведут скромный образ жизни, изучают более глубокие законы. И мы должны понимать, что то, что мы здесь разучиваем, изучаем, это такая одна миллионная от того учения, которое есть подлинное учение. Поэтому есть еще очень много всего, что нужно изучать. И вот как раз на Тушита есть такая возможность. То есть, они отправляются на такой и отдых, и повышение квалификации. Да, Тушита. Перевалочный пункт.» 01:08:27

Вопрос о сохранении заслуг перед перевоплощением: закон Вайрочаны [01:08:57]

«Сохраняют ли Бодхисаттвы заслуги перед перевоплощением или оставляют в мире, в котором пребывали? Ивану, можешь пояснить? Я слышал, что перед уходом Будда оставляет все заслуги накопленные здесь. Ну, как бы рассеивает их. Что-то я не слышал такого. Обычно этот опыт переходит в пустоту. То есть, срабатывает закон Вайрочаны. То есть, до этого был закон о Магасиде, когда получаем опыт в состоянии пустоты, правильный опыт, изреем. А когда дозрел, тогда все возвращается в пустоту и переходит в сознание истинного Я.» 01:08:57

Вопрос о выборе условий перерождения: пример Будды [01:09:32]

«Что и определяет глубину и ширину вот этого состояния Нирвана. То есть, она определяется переживанием пустоты. Нирвана, Маха, Нирвана, Маха-Бодхи, Нирвана. Сколько пустоты испытал. И вот это все превращается в пустоту и происходит уход. Туда же и заслуги относятся. Так, понятно? Так, выбирают ли Бодхисаттвы условия перерождения перед воплощением? Например, стартовые условия болезни, увечия травмы семью. Ну да, Будда. Вот Лалитавистара сутра. Будда сидел и размышлял, выбирал род, в котором он должен родиться.» 01:09:32 «Вот это все он выбирал. Ну да, формируются условия. Некоторые специально, да, какие-то увечья или какие-то проблемы со здоровьем специально создают, чтобы побыстрее пробудиться. Побыстрее пробудиться к истине. Так, следующее. Ну, я хронологически. Если я что-то пропущу, не обижайтесь, пожалуйста, поднимайте руки и задавайте. Давайте такое. Включаемся в режим обсуждения. Так, не помню, от кого пришел вопрос, но я его зафиксировал. Когда реализовано состояние Будды, а в итоге состояние Маха Нирваны, как у Будды Сакьямуни, как и у двадцати семи Будд до него.» 01:10:07

Вопрос Ивана: почему Будда и Татхагаты прекращают путь Бодхисаттвы [01:10:18]

«Да, двадцати семи. Они, получается, перестают вести путь Бодхисаттвы. То есть перестают вести деятельность по спасению живых существ. И почему так происходит? Ведь, по сути, деятельность Бодхисаттвы направлена на спасение всех живых существ. Или, все-таки, спасение других ведется для своего собственного достижения. То есть, когда познан опыт всей Вселенной, то и путь по спасению других тоже завершается. Ой, сложный вопрос. Не был на месте Будды. Вот тяжело. Татьян, ваш вопрос, да? Нет? Это мой вопрос, Татьяна. Так. А, Иван. Мой, мой, мой. Да-да-да, ваш. Да.» 01:10:42 «Значит, не был на месте Будды, тяжело мне так вот пальцем в небо предполагать. Я думаю, что когда завершен опыт, тогда и все завершается. То есть, ведь уход Будды, если почитать Махапаринирвана-сутру, то есть он увидел, что закон вот все распространился, ученикам он больше не нужен. Закон он оставил. Все. Он уходит. Вот. Я думаю так. К сожалению, своего опыта не имею. Вот. Не могу так вот сказать. Да, конечно. Ну, как бы доформулирую свой вопрос. Да. Получается, ну вот, путь Бодхисаттва, он заканчивается тогда, когда, ну, получается,» 01:11:16 «состояние Будды есть и достигнуто, и получается, когда уже сам все познал, ты уходишь. Но остается вот тогда вопрос, получается, он же оставил харму, он же прекрасно понимал, что через тысячу лет харма будет в опасности, или через две тысячи лет, он же спокойно мог формировать новые тела и оставаться все, ну, до конца кальпа, как он и говорил, Махапаринирвана-сутра, да? Почему он все-таки этого не сделал? Ведь же, ну, он же, по сути,» 01:11:57

Уход Будды как махамудра: ученик должен достигать сам [01:12:27]

«Бодхисаттвы мог бы продолжать эту деятельность бесконечно. Я понимаю, что это эгоистичный двойственный вопрос, но он все-таки меня застрял, говорит. А я думаю, это маха мудра. Это мы должны получить опыт. Вот то, о чем, то, что я говорил про учение учителей и про собственные усилия. То есть нельзя достигать за счет учителя. Что вот есть Будда, он меня сейчас приведет. А я ни хрена, извиняюсь, делать не буду, вот как Ананда. Ученики небесного типа. Вот он ходил и слушал. В итоге, да, заслуг много, служил Будде и вошел в дьявольское станье небес. Когда Будду напрямую сказал, "Ананда, я могу остаться до конца кальпа", он вообще проигнорировал вопрос.» 01:12:27 «Вот сколько бы таких достигших не воспитывалось, они бесполезны. Поэтому и есть вот это маха мудра, когда любовь гуру - это не пушистые вот эти теплые вибрации. Любовь гуру - это жесточайшее маха мудра. Вот любовь - это когда тилопа, вот двенадцать великих испытаний для народа. Вот это любовь. То есть ученик сам должен пройти. Гуру-то его подталкивает, да. И я думаю, что Будда вот своим уходом просто подтолкнул. То есть учение-то есть. Он понимал, что они его запишут в итоге.» 01:13:03

Вопрос Сергея: различие спасения и пробуждения живых существ [01:13:35]

«Оно будет зафиксировано, что будут достигшие. Он же предсказал и Нагарджуну, и Падмасамбхаву, и вот этот сценарий. Все это было. А дальше, вот давайте, учение дано, практикуем. Вот я думаю, что вот так. То есть вот эта любовь будет. А не так, что тянуть вот бесполезных учеников, вот наплодить вот этих достигших, которые падают, как только гуру уходит. Так, а вот это, по-моему, Сергей задавал. Спасение и пробуждение, там было, цитата из сутра была, здесь нарочно разделены. Если так, то в чем отличие?» 01:13:35 «И второе, к первому, как это происходит? Спасение и пробуждение живых существ. Что это значит на практике? Личные наставления, молитва за всех живых существ. Что имеется в виду? То есть как ведется эта деятельность? Как Бодхисаттва, что значит, вот спасти, пробудить? А значит, тут нужно вспомнить учение данное Буддой. У Будды все объяснено. То есть не было бы Будды, мы бы здесь сейчас не сидели, не разговаривали, честно. Значит, 13 уровней спасения. 13 уровней вот этого спасения и освобождения. То есть следующие веры, следующие законы. То есть в первую очередь, да, объясняется учение. В ответ на страдания живых существ объясняется учение.» 01:14:07

Гениальные и посредственные ученики; результат — начало практики [01:14:46]

«Но снова вот этот вот подпункт, если мы хотим кому-то объяснить учение, мы должны его сами знать, понимать хорошо, практиковать и находиться в максимально, возможно, высоком состоянии сознания. Вот тогда мы будем способны передавать учение. А дальше, это вот про заслуги, про вытеснение, взаимовытеснение. Есть заслуги, есть кормическая связь. Способен ли вместить другой человек это учение? И дальше, если, ну есть гениальные, да, практикующие, есть гениальные, есть талантливые, есть посредственные.» 01:14:46 «Значит, гениальные способны сразу пробудиться, как Анатхапиндика. Он услышал рассказ Будды о четырех благородных истинных и испытал первое просветление. Он стал вошедшим в поток, да, вот сразу. То есть это огромные заслуги с прошлых жизней, глубокая кормическая связь, такая гениальность внутренняя. Ученик способен пробудиться. Бывают те, кто медленно продвигаются. Но в первую очередь человек должен начать заниматься практикой. То есть часто бывают такие вот посиделки с чаем, с плюшками.» 01:15:24 «Люди сидят и разговаривают про учение. Давайте поговорим про учение, давайте поспорим. Это, конечно, неплохо с одной стороны, но вот смотрите, результатом должно стать, что люди начали практиковать. Вот по-настоящему. Медитировать, делать ходьбу, изучать учения. Вот тогда это значит, что вы кого-то привели в истинный поток. Если вы просто закинули, ну когда-то, может быть, эта семечка прорастет. Может быть, в этом тоже есть определенный смысл, но если вот возвращаясь к вопросу спасения и пробуждения, то хотя бы какое-то такое подступы к пробуждению, как говорится, не само Сатори, а подступы к Сатори, это когда человек после вашей беседы начал практиковать.» 01:15:58

Завести ученика за ворота и поддерживать на пути [01:16:38]

«То есть давайте перекладывать все на такой современный, понятный, а не на древний иносказательный. Отходить от древнего иносказательного, перекладывая на современный, понятный. Так, значит, ну про путь понятно, да? То есть опять-таки важно не просто человека подвести к воротам и там его бросить, а важно его завести за ворота и поддерживать там, на пути. Вот если вы уж кого-то приводите, так скажем, к истинной практике, то вы должны поддерживать этого человека.» 01:16:38

Практика как лабораторная работа: личный опыт дает уверенность [01:17:15]

«Конечно, не надоедать ему, извините, по-сектантски, долбить, да, вот давай, давай, вот там. Именно показывать, поддерживать, обадривать, восхвалять усилия, если они есть, если есть, чего восхвалять. То есть поддерживать другого. И главное, чтобы человек занимался практикой, потому что повторюсь еще раз, что только личный опыт. То есть вот часто говорят, я не верю, вы там все придумали, какая кундалини, какие миры, это теория. У вас одна теория, а вот в другом учении другая теория. Это не теория, это математика. Но даже трудно понять, не проведя лабораторную работу, да, по физике, трудно понять, как там, кто кого вытесняет, да, как вещества взаимодействуют.» 01:17:15 «Это тоже получается теория, но это не теория, это то, каким все является, но нужна им лабораторная работа, наглядная демонстрация. И вот такая наглядная демонстрация - это практика, то есть человек должен получить свой опыт. И как вы прекрасно понимаете, и личный опыт практики придает уверенности. Вот я вошел в свет, я точно знаю, да, во-первых, что это реальность, что это существует, и во-вторых, я понимаю, что я занимаюсь правильной практикой. Потому что при неправильной практике свет не появляется прозрачный, ослепительный прозрачный, да, сверх верхнего каузального мира, вот этот Дхармакая, она не возникает при неправильной практике.» 01:17:58

Вопрос Татьяны: почему достигших мало и принцип равновесия мира [01:18:36]

«То есть опыт придает уверенности, поэтому нужно практиковать самим, и если уж кто-то вознамерился, кто-то изучает практиковать, вот позаботьтесь об этом человеке, чтобы он практиковал и получил свой опыт. Вот тогда он вам поверит, тогда он убедится и удостоверится. Вот, вот, вот что важно. Понимаете, да, идея? Так, а, значит, так, тут у нас, ой, так, а, вот, вот этот, по-моему, вопрос от Татьяны. Бодхисатв именно достигших в мире немного, да, так. Буд совсем мало, Татхагата - это совсем единичное явление в кальпу. Этот принцип равновесия в мире так работает, что сложно и долго достигается буддовость, чтобы не было слишком много и часто, и Вселенная не схлопнулась раньше времени.» 01:18:36

Татхагата: обретший таковость без учителя, единичное явление [01:19:28]

«Значит, ну да, это такой очень хороший вопрос, но, смотрите, здесь нет принципа дау-спонтанности, то есть здесь нет такого намерения, я сейчас не буду достигать, чтобы у меня Вселенная не схлопнулась, такого нет, это действительно тяжело достичь. То есть Татхагата обретший таковость, Тадхатаковость гата обретать. Обретший таковость, так приходящий, да, или истинный победитель. Это тот, кто достиг окончательного освобождения без учителя.» 01:19:28 «Вот это такая душа действительно на тысячу вселенных или там на сколько сколько их там тысяча в третьей степени вселенных вот так Значит это действительно единичное явление если вот чем разница просто если татхагата такой ну буду сакьяму не привел бы не знаю маха к ашьяпу или кого там сарипуту Именно к своему уровню до достижения окончательного освобождения не кархатство а к окончательному освобождению То тогда вот этот условный сарипута или маха к ашьяпа они были бы не тот хагатами а буддами потому что у них был учитель вот в этом разнице» 01:20:04

Вопрос о периоде спасения и о бодхисаттвах между кальпами [01:20:40]

«Если же брать просто сам процесс то предпоследний уровень это будда пробудившийся это окончательное просветление А следующий уровень это татхагата или бхагаван то есть окончательное освобождение поэтому там есть разница небольшая разница То есть просветленная часть души татхагата это будда пробудившись Соответственно достичь этого крайне сложно поэтому действительно 28 будд 29 будет Майтрея Есть ли период за который бодхисаттвы должны спасать живых существ например за время существования малой вселенной» 01:20:40

Четыре периода вселенной и соответствующие им учения [01:21:14]

«Во время двух кальп перерыва между существованием малой вселенной что достигшие бодхисаттвы делают и где пребывают или они могут отправляться в другие вселенные А период понимаете в чем дело это вот 4 периода вселенной да и все зависит опять таки там нет задания там есть отражение То есть если приходит ну бодхисаттва в период создания то души чистые то есть есть души которые упали из высоких миров и души которые поднялись из скверных миров» 01:21:14 «И даже не соединились ну то есть если взять историю земли то есть там самые древние пятиконтропы и там древнеиндийская древнеегипетская там атлантическая цивилизация да вот такой дикая разница да И такой бодхисаттва такой учитель будет спасать тех кто обладает заслугами то есть души из высоких миров что они хотят они упали они хотят подняться обратно Вот Хи Найяну закон такого личного самоочищения и через это личное самоочищение эти души снова поднимаются что они строили пирамиды пирамиды это устройство для пховы» 01:21:48 «Иногда для коллективной то есть там разгружается пространство там легко выходить из тела и умерших туда помещали и там медитировали там закручивается мантра идеально То есть из устройства для переноса сознания высокий мир и так же как и в цивилизации майя это все было и в других цивилизациях значит и вот бодхисаттва будет проповедовать такой закон А когда переходит вселенная к периоду существования вот поддержание люди хотят счастья уже начинают перемешиваться те кто пришли снизу те кто пришли сверху» 01:22:21 «То есть естественно это будет Махаяна четыре пробужденных любовь сострадание помощь взаимопомощь вот эти вещи спокойствие мир процветание и счастье то есть закон будет отличаться Потом когда переходим к разрушению то есть между созданием между разрушением третий период это Тантраяна то есть много мирских желаний из этих мирских желаний нужно сделать мистическую силу то есть сублимировать энергию Речь идет о вот этом закипании то что я сегодня говорил то есть такой бодхисаттва будет проповедовать Тантру то есть он не будет отрицать мирские желания да говорит что вот Хинаяна путь» 01:22:56 «Такого самоочищения в уединенном пространстве понимаешь уже невозможно он будет проповедовать Тантру то есть люди удовлетворяют желания но при этом энергия поднимается И в период разрушения появляется бодхисаттва который проповедует Ваджраяну то есть формирование нерушимого сознания в любых условиях Вот будут четыре периода и закон просто будет отличаться нет такого что бодхисаттва вот он должен чего-то он должен какой-то период времени Значит когда разрушается вселенная достигшие те кто достигли как минимум второй дхьяны души заслугами переходят на небеса света и звука которые не разрушаются» 01:23:32

Небеса света и звука: откуда приходят спасители [01:24:11]

«И в общем-то те кого называют спасителями вот действительно такими бодхисаттвами с большой буквы то они как раз и приходят с небес света и звука Это мир сострадания то есть свет огромные заслуги свет который появляется когда мирские желания не возникают вообще Когда сознание полностью остановлено растворяешься в этом свете и звук это надо астральные звуки и это также вибрация то есть излучается сострадание» 01:24:11

Вопрос о пяти буддах в нашей благой кальпе [01:24:44]

«Вот этот звук включает в себя каруна сострадание и вот настоящие бодхисаттвы приходят с небес света и звука то есть они в основном переуплощаются там когда разрушается вселенная Почему в этой кальпе приходят аж пять буд? Насколько я знаю в каждой кальпе появляется один буд или вообще не появляется Период в котором мы живем сейчас относится к благоприятному времени то есть в этой кальпе должно появиться ну я не знаю насчет тысячи этот хагат Вот цифры нуждаются в корректировке в связи с этим наша кальпа называется благой кальпой что такое благая кальпа» 01:24:44 «Я думаю это такая компенсация не знаю насчет тысячи я думаю это опять таки ответ то есть кальпа это благая потому что буды появляются что можно познать опять таки вот эта зрелость души А само все время очень неблагое то есть здесь вот действительно законы Ваджраяны что как перед разрушением четкое разделение душ то есть нет такого что закон личного самоочищения вот тишина покой ушел никуда не уйдешь Твою вот эту цистерну никуда не утащишь вот надо по месту жительства ее кипятить это первое» 01:25:22

Благая кальпа: возможность обрести великую зрелость души [01:25:54]

«Второе невозможно вот ну да есть любовь вот у нас я все время говорю вот у нас в группе любовь вот мы помогаем друг другу мы стараемся поддерживаем это любовь там Майтри Ну понятно но на улицу выходишь никакой Майтри уже нет уже Ваджраяна да то есть такое жесткое разделение либо вот эта емкость она охлаждается и ты деградируешь или ты используешь мощную печку и ее кипятишь и испаряешь Вот третьего не дано компромиссов уже быть не может и поэтому то есть да появляются Будды дается учение в этом смысле благая кальпа но они появляются почему потому что все очень плохо» 01:25:54 «Вот но благая потому что можешь разом обрести великую зрелость души потому что можно в период создания за счет хинаяны достичь нирваны и там побыть там тысячи миллионы кальп а потом упасть и потом снова практиковать и снова подниматься долго Долго зреешь конечно но достаточно долго да а вот в период разрушения когда вообще либо все либо ничего ну тогда сможешь обрести гораздо большую зрелость души я думаю так» 01:26:37

Вопрос Кирилла: прошлая жизнь учеником Наропы и роспись храма [01:27:08]

«Так кирилл давайте давайте поговорим а то я что-то один говорю Я помню вы когда-то говорили по поводу того что вы видели свою прошлую жизнь когда вы были учеником наропа если я не ошибаюсь А вы могли бы по подробнее рассказать сколько вы помните вот именно как образ этого наропа как он учил Ну образ немножко соответствует тому что рисуют это вот как ни странно действительно похоже я так немножко помню» 01:27:08 «Значит и было учение о пустоте и значит был приказ от наропы нарисовать в храме ну ставили алтарь ставили Будду И я как художник расписывал значит пол потолок стены и я сначала вот расписывал и думаю что зачем везде буду рисовать одно и то же под копирку А потом значит я спросил учителя и он говорит что ну вот ты заходишь в храм да зашел ну Будда значит сделали простирание вот Будда» 01:27:48 «Ага смотрим направо вот Будда смотрим налево ну направо налево опять Будда наверх ну Будда под ноги смотрю и здесь Будда Все из Будда все из пустота вот это учение и я тогда уже испытал одно из просветлений после вот такого наставления И все эти ко мне вернулось когда я посетил аналогичный в храм в Западном Тибете когда под ногами были Будды и все так удивились как мы ходим по Буддам Какое богохульство а я вот вспомнив эту жизнь объяснил в чем тут принцип вот это то что я помню» 01:28:23

Вопрос о втором Атмане: познание возможно лишь в движении элемента [01:28:54]

«Всем привет Вадим большое спасибо за лекцию как всегда очень интересно вопрос наверное не очень относится к теме Но хотел бы все-таки спросить если что вырежешь потом просто когда-то я уже задавала про второй Атман Многие задавали этот вопрос и мы тоже как-то обмолвился в личной беседе что ты понял как ответить на этот вопрос но так и не ответил» 01:28:54 «По поводу второго Атмана можно я его еще раз сформулирую Может ко мне память вернется как в случае с Наропой я что-то забыл что я имел в виду Ну может к тебе память вернется но вот смотрите получается имперически можно познать свою изначальную природу да то есть я имперически познать природу другого широкого существа не могу Да то есть даже если я влезу в чужие накопления то снова буду я как бы да получается» 01:29:25 «Вот поэтому это получается только на уровне веры может остаться что ну реально второй Атман Просто исчезает необходимость познания то есть действительно мы можем если элемент сцепленный с нами вот я не помню что-то я действительно имел в виду но вот не помню Значит элемент сцепленный с нами находится в движении если он находится в движении мы можем видеть только то что не является нами» 01:29:55

Освобождение как остановка познания: невозможность познать атман [01:30:29]

«Значит когда за счет практики элемент останавливается то есть сознание воле представления останавливается это есть освобождение и мы отдаляемся от своего опыта и мы самодостаточны в этом состоянии искоренено познание и прошлый опыт То есть нового познания нет значит у меня нет необходимости познавать и в этом состоянии я соседок грубо говоря понирвание я познать не могу Потому что познание остановили не то что не могу нет необходимости а если это как вот как же вот какой бы пример такой универсальный привести все вот это дудочка и кувшинчик вспоминается детская сказка» 01:30:29 «Что если я хочу кого-то или что-то познать отличное да просто познать неважно да как что то элемент приходит в движении если элемент пришел в движении то я могу познать только другое ложное е Вот в чем дело То есть либо ты пребываешь в своем изначальном состоянии и все познание и опыт прекращены они тебе больше не нужны Либо ты выходишь из этого состояния и тогда все что мы можем познать не является нашей сущностью» 01:31:09 «Вот поэтому говорится что я не существует при вот этой двойственной раскладке когда мы движемся когда вокруг нас цепленный элемент и ну семь сознаний или там три сознания да пять накоплений Если вся эта конструкция работает то все что мы можем познать это ложное я либо свое либо чужое вот я вижу тебя вот вас вижу вы сидите да вижу рупу первое накопление То есть то что движется оно не может быть совершенным оно не может ничего познать» 01:31:44

Итог: принцип закипания, нерушимость при утечках энергии [01:32:16]

«Если прекратить познание опыт то все я никого и не то что не могу вот это не могу здесь неуместно как будто мне запретили как будто меня выключили как такого робокопа кнопку нажали он сел все больше робот перестал работать обесточили нет Я просто вошел в это изначальное состояние и в опыте и в познании приобретении нового опыта нет никакой необходимости Значит я не могу познать атман а познать атман можно только в состоянии нирвана то есть получается вот это как такой аллагизм или невозможность» 01:32:16 «То есть как если бы как оторвать самого себя от земли вот что-то вот из этой серии то есть если за счет чего-то на турнике я подтягиваюсь ну значит это я не сам себя отрываю это у меня есть точка опоры Если без опоры то я себя поднять не могу так хорошо друзья есть еще вопросы вам понятен вот этот принцип на мой взгляд нужно понять принцип практики вот это закипание закипеть самому и вскипятить других» 01:32:46 «Вот это важно за счет чего закипается и за счет чего ну за счет чего мы деградируем и как появляется вот эта нерушимость то есть практика в этом мире вот чего важно То есть как я могу обрести вот эту нерушимость который говорится в районе а за счет практики только лишь не подумав я прочитал такую сутру теперь я понял главное быть в потоке но это трансформация ведущая в ад Это вот такое ложное учение которое позволяет себя чувствовать счастливым применимо к явлениям то есть я договорюсь с дьяволом по сути такая тенденция чтобы не так мучили меня сильно и чтобы радости подкинули» 01:33:16 «Вот это такое есть учение да оно дается теми кто не испытал трех миров кто лишь немножко понял этот мир а вот истинное учение это действительно использовать практику сублимировать энергии сублимировать сознание тогда возникнет нерушимость тогда даже при утечках энергии вот это важный момент я его подчеркиваю даже при утечках энергии когда все очень плохо даже в этом стане все равно есть стабильность все равно можешь поддерживать свою стабильность там» 01:34:00 «И то есть в каком-то таком смысле есть стабильность в том что у тебя есть стабильность в том что у тебя есть стабильность в том что у тебя есть стабильность в том что у тебя есть стабильность в том что у тебя есть стабильность в том что у тебя есть стабильность в том что есть стабильность в том что у тебя есть стабильность в том что у тебя есть стабильность в том что ты можешь» 01:34:30

Заметки к транскрипту

  • [00:09:57] — «теловознаграждения» — неоднозначное распознавание.
  • [00:09:25] — «нахатта-чакрой» — неоднозначное распознавание.
  • [00:52:18] — «Абадисатова» — неоднозначное распознавание.
  • [00:56:18] — «Батрисаттвы» — неоднозначное распознавание.
  • [00:56:18] — «похавцы йогу» — неоднозначное распознавание.
  • [01:02:29] — «вы на хате» — неоднозначное распознавание.
  • [01:08:27] — «от харма» — неоднозначное распознавание.
  • [01:09:32] — «срабатывает закон Вайрочаны» — неоднозначное распознавание.
  • [01:08:57] — «закон о Магасиде» — неоднозначное распознавание.
  • [01:19:28] — «Тадхатаковость гата обретать» — неоднозначное распознавание.
  • [01:19:28] — «маха к ашьяпу» — неоднозначное распознавание.
  • [01:10:18] — «Маха Нирваны, как у Будды Сакьямуни» — неоднозначное распознавание.
  • [01:30:29] — «понирвание» — неоднозначное распознавание.